Закон і Бізнес


Когда форс-мажор освобождает от ответственности за нарушение обязательств — обзор ВС


Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписывайтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.

23.10.2025 12:20
566

Даже в отсутствие сертификата ТПП, сторона не лишена возможность доказывать наличие форс-мажорных обстоятельств другими доказательствами, если иное не установлено законом или договором.


На это обратил внимание Кассационный хозяйственный суд, отменяя предыдущие решения по делу №910/7679/22, сообщает «Закон и Бизнес».

По этому делу истец обратился с иском о расторжении договора аренды с ООО относительно помещения в ТРЦ «Retroville» на основании существования обстоятельств непреодолимой силы и взыскания гарантийного платежа. ООО также обратилось со встречным иском о расторжении договора на основании нарушения арендатором денежных обязательств. Истец (по первоначальному иску) сослался на письмо ТПП от 28.02.2022 №2024/02.0-7.1 как на существование обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора).

Хозяйственный суд, с которым согласился суд апелляционной инстанции, в удовлетворении первоначального иска отказал, а встречный — удовлетворил.

В свою очередь КХС отметил, что письмо ТПП не является доказательством наступления форс-мажорных обстоятельств для всех без исключения субъектов хозяйствования Украины. В то же время, сертификат ТПП не является единственным или обязательным доказательством существования форс-мажорных обстоятельств; наличие форс-мажорных обстоятельств может приходиться и другими доказательствами, если иное не предусмотрено законом или договором.

КХС заметил, что суды по этому делу не установили, что закон или договор императивно требуют удостоверять существование форс-мажорных обстоятельств исключительно сертификатом ТПП. Следовательно, выводы об отсутствии форс-мажорных обстоятельств из-за неполучения стороной договора сертификата ТПП преждевременны.

Кроме этого дела, в дайджест практики Верховного Суда о применении форс-мажорных обстоятельств как основания для освобождения от ответственности за нарушение обязательств (решения, внесенные в ЕГССР, с 2018 года по май 2025 года) включен ряд других.

В частности, относительно того, что является доказательством существования форс-мажорных обстоятельств, чем отличается форс-мажор от существенного изменения обстоятельств, что считается надлежащим уведомлением о существовании форс-мажора, является ли проведение боевых действий и военное положение форс-мажорным обстоятельством, а также другие правовые выводы.

Отдельное внимание ВС уделил решению проблемных вопросов в отдельных видах договорных обязательств (внесение изменений в договор о закупке, уменьшение размера арендной платы за пользование государственным имуществом, прекращение ипотеки в случае существования форс-мажора и т.п.), а также в различных видах правоотношений, в частности в трудовых — об освобождении от выплаты заработной платы работодателя, производственные мощности которого находятся на территории проведения АТО, или же в налоговых — об освобождении от ответственности налогоплательщика в случае задержки регистрации налоговых накладных в связи с проведением боевых действий, остановки начисления пени за нарушение сроков расчетов в сфере внешнеэкономической деятельности в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств.

Закон і Бізнес