Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписывайтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Если суд установит, что обстоятельства, которые были основанием для безотлагательного отъема ребенка, на момент рассмотрения дела отпали, он должен отказать в удовлетворении иска.
На это обратил внимание Кассационный гражданский суд, отменяя предыдущие решения по делу №369/8018/23, сообщает «Закон и Бизнес».
По этому делу исполнительный комитет сельского совета обратился с иском о лишении ответчицы родительских прав в отношении малолетнего ребенка и взыскании алиментов. По актам обследований службы по делам детей в помещении, в котором проживает ответчик вместе со своим малолетним ребенком, отсутствуют санитарно-гигиенические нормы, мать иногда находится в состоянии алкогольного опьянения, уклоняется от должной заботы о развитии и воспитании ребенка.
Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, иск удовлетворил частично. Суды также отметили, что отнятие ребенка от матери не ограничивает ее права на общение с ребенком, поскольку ребенок передан в семью бабушки и дедушки, которые не препятствуют и способствуют участию матери в воспитании сына.
В свою очередь КГС отметил, что выводы суда первой инстанции сделаны при неполном и не всестороннем выяснении всех обстоятельств дела и являются преждевременными. Ведь суд оставил без внимания тот факт, что на момент принятия решения сын истицы проживал вместе с ней в надлежащих условиях, больше не было условий, которые угрожали бы его безопасности и здоровью, ненадлежащему физическому и умственному развитию.
КГС отметил, что суд апелляционной инстанции, пересматривая дело, оставил без внимания дополнительно поданные в апелляционном суде в соответствии с требованиями ГПК доказательства, свидетельствовавшие об изменении в поведении истицы и ее ответственном и надлежащем отношении к малолетнему ребенку.
В ч.7 ст.7 СК предусмотрено, что ребенок должен быть обеспечен возможностью осуществления его прав, установленных Конституцией, Конвенцией о правах ребенка, другими международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой.
Коллегия КГС напомнила, что согласно пп.1, 2 ст.3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей, независимо от того, осуществляются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первостепенное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Ребенку обеспечивается такая защита и попечительство, которые необходимы для его благополучия, учитывая права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, отвечающих за него по закону.
Ребенку, способному сформулировать собственные взгляды, при решении вопросов, касающихся его жизни, должно быть обеспечено право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, которые его касаются, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.
Направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, КГС отметил, что суд должен проверять наличие оснований для лишения родительских прав или отнятия ребенка без лишения родительских прав именно на время принятия решения, а не на момент принятия решения органом опеки и попечительства о немедленном изъятии ребенка.