.
НАПК приказом от 1 сентября 2025 года № 260/25, который вступил в силу 14 октября 2025 года, утвердило изменения в Порядок проведения полной проверки декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления.
Об этом сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на НАПК.
Внесены изменения в термины «недостоверные» и «неточные» сведения
Унифицированы размеры сведений в декларации, не соответствующие действительности, в терминах «недостоверные сведения в декларации», «неточные сведения в декларации», определенные в Порядке, и размеры недостоверных сведений, за которые предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Отныне недостоверны сведения, указанные в декларации, отличающиеся от достоверных на сумму, превышающую 150 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, установленных на дату представления декларации, и/или сведения, не позволяющие идентифицировать члена семьи субъекта декларирования или объект. Сведения в декларации, отличные от достоверных на сумму, не превышающую 150 ПМ, считаются неточными.
Со вступлением в силу закона от 17 июня 2025 года № 4496-IX «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовного кодекса Украины, Уголовного процессуального кодекса Украины и других законодательных актов Украины о повышении ответственности за коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения» повышен размер ответственности – со 100 до 150 ПМ, а к уголовной – с 500 до 750 ПМ.
Новые основания для остановки и прекращения полных проверок деклараций
НАПК усовершенствовало процедуру проведения полной проверки декларации, ориентируясь на необходимость соблюдения права декларанта предоставить объяснения во время проверки, определив дополнительные основания для остановки и прекращения полной проверки.
Отныне полная проверка деклараций, поданных лицами, по призыву находящихся на военной службе во время мобилизации, в том числе резервистами или по контракту во время действия особого периода (кроме лиц, указанных в пунктах 1–3 части 7 статьи 45 закона «О предотвращении коррупции»), останавливается до прекращения до прекращения положения.
Среди оснований прекращения проверки без утверждения результатов - запись о смерти декларанта в Государственном реестре актов гражданского состояния граждан и наличие сведений о лице в Едином реестре лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах.
Введена процедура защиты прав декларантов вне судебного процесса
Порядок дополнен положениями, регулирующими процедуру признания декларации, в отношении которой проведена полная проверка, не проверенной.
Если лицо, декларация которого прошла полную проверку, считает, что оно не имело обязанности подавать такую декларацию, или, по его мнению, декларация не подлежит полной проверке по другим причинам, оно может подать в НАПК соответствующее заявление (в бумажной или электронной форме), добавив подтверждающие документы (их копии). Требования к заявлению и приложениям определены в Порядке.
Заявление рассматривается в течение 30 календарных дней. В случае ее удовлетворения справка о результатах полной проверки декларации удаляется с официального вебсайта НАПК, что будет означать, что декларация признана непроверяемой. Обоснованный вывод об установленных признаках нарушения, составленный по результатам такой проверки, отзывается. Об отказе в удовлетворении заявления сообщат заявителю.
Баланс открытости и защиты данных
В целях соблюдения баланса между прозрачностью деятельности НАПК и защитой прав декларантов в Порядок внесены изменения о том, что справка о результатах проведения полной проверки декларации, изъятая из публичной части Реестра деклараций, не подлежит обнародованию на официальном вебсайте НАПК на период такого изъятия.