Закон і Бізнес


Кто не может стать лоббистом


.

03.10.2025 11:22
225

С началом работы закона «О лоббировании» в Украине началось развитие системы взаимодействия между бизнесом и властью. Ее введение должно вывести влияние на принятие государственных решений из тени и сделать его понятным и подотчетным гражданам.


Об этом сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на НАПК.

Однако не все желающие могут получить статус лоббиста. Закон устанавливает четкие ограничения, чтобы избежать конфликта интересов и злоупотребления влиянием. В частности, лоббистом не может быть:

действующий публичный служащий или уволившийся менее года назад;

человек с непогашенной/не снятой судимостью (кроме реабилитированных), или лицо, имеющее админвзыскание за коррупцию или действующий запрет на лоббирование;

гражданин или резидент россии;

любой государственный орган, орган местного самоуправления или другое учреждение публичного права;

лица, связанные с террористической деятельностью или находящиеся под санкциями (в том числе международными);

компании, зарегистрированные на территории России или связанные с ней или страной, не выполняющей международные стандарты борьбы с отмыванием средств и финансированием терроризма, или компании, находящиеся под санкциями;

юридическое лицо, конечным бенефициарным собственником или участником которого является лицо, указанное в предыдущих пунктах, если такой участник принял существенное участие в соответствующем юридическом лице, в том числе с другими участниками;

субъекты обеспечения правотворческой деятельности;

компании, к которым за последние 5 лет применялись уголовно-правовые меры;

медиа;

политические партии и их региональные ячейки;

религиозные организации;

кандидаты на выборах.

Таким образом, четко определив, кто не может быть лоббистом, закон позволяет обеспечить равные условия для всех участников процесса и повысить доверие общества к принятым решениям.

1 сентября 2025 года в Украине начал действовать закон «О лоббировании», который формирует правовые основы для развития прозрачной и ответственной культуры лоббирования, определяет правила влияния на законодательный процесс и обеспечивает его подотчетность обществу.

Одновременно с началом действия закона НАПК приняло в промышленную эксплуатацию ключевой инструмент его реализации: «Реестр прозрачности» — открытую публичную платформу, которая собирает, обрабатывает и обнародует данные о субъектах лоббирования и их отчетности.

Закон і Бізнес