.
Отмена специальной процедуры освобождения от уголовной ответственности для военнослужащих, впервые самовольно покинувших военную часть или совершивших дезертирство, может отрицательно сказаться как на обороноспособности страны, так и на ее правовой системе.
Об этом сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на НААУ.
К такому выводу пришли в Комитете НААУ по вопросам уголовного права и процесса по итогам анализа проекта закона №13260 от 05.05.2025 «О внесении изменений в Уголовный и Уголовный процессуальный кодекс относительно ответственности за совершение уголовных правонарушений, связанных с самовольным оставлением в условиях военного положения».
В настоящее время военнослужащий, впервые во время действия военного положения совершивший уголовное правонарушение, предусмотренное статьями 407 (самовольное оставление воинской части или места службы) или 408 (дезертирство) Уголовного кодекса, может быть освобожден от уголовной ответственности в двух условиях:
добровольное обращение с ходатайством к следователю, прокурору, суду о намерении вернуться в воинскую часть или к месту службы для продолжения прохождения военной службы;
письменное согласие командира (начальника) воинской части (учреждения) на продолжение прохождения таким лицом воинской службы.
Законопроект фактически предлагает упразднить порядок, введенный в конце 2024 года. В то же время, по данным Государственного бюро расследований, благодаря этой процедуре на службу уже вернулись более 29 тысяч военнослужащих — количество сопоставимое с общей численностью заключенных в Украине.
В НААУ отмечают: отмена действующей нормы будет иметь ряд серьезных последствий. С учетом положений части первой статьи 75 УК, прямо запрещающей применение освобождения от отбывания наказания с испытанием за СОЧ и дезертирство, количество приговоров с реальным лишением свободы существенно возрастет.
Адвокаты обращают внимание и на психологический эффект от такого новшества. Угроза неизбежного заключения может деморализовать личный состав сил обороны Украины, который и без того находится под мощным давлением – как от противника, так и из-за рисков уголовной ответственности.
Кроме того, ожидается значительная нагрузка на пенитенциарную систему государства, учитывая экспоненциальный рост количества случаев СОЧ.
О масштабе проблемы свидетельствуют данные Офиса Генерального прокурора. С 2022 года по июль 2025 года было открыто более 200 тысяч уголовных производств за самовольное оставление части и свыше 50 тысяч производств за дезертирство. При этом уведомление о подозрении получили лишь около 15 тыс. человек в первом случае и 1,2 тыс. – во втором. Такая диспропорция, подчеркивают в комитете, свидетельствует о невозможности правоохранительных органов и судов эффективно расследовать и рассматривать такую массу дел.
Следовательно, делают вывод в НААУ, норма ч.5 ст. 401 Уголовного кодекса и связанные с ней процессуальные положения остаются необходимыми и оправданными в условиях военного положения.