Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписывайтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Без волеизъявления лица невозможно привлечь его к исполнительному производству как взыскателя. Это нарушает принцип диспозитивности, который, безусловно, действует и на стадии исполнительного производства.
На это обратил внимание Кассационный гражданский суд, оставляя без изменений предыдущие решения по делу №0818/9572/2012, сообщает «Закон и Бизнес».
По этому делу должник обратился с заявлением о замене взыскателя в исполнительном производстве, в котором, ссылаясь на то, что новый кредитор самостоятельно не совершает каких-либо действий по замене предыдущего взыскателя, просил суд осуществить эту замену.
Суды предыдущих инстанций отказали в удовлетворении заявления, аргументируя тем, что инициатором подачи заявления о процессуальном правопреемстве, в частности о замене взыскателя в исполнительном производстве, может быть либо сторона исполнительного производства, отступившая право требования другому лицу, либо его правопреемник. Однако таким заявителем не может быть должник.
КГС согласился с такими выводами, отметив, что хотя требования ст.442 ГПК прямо и не исключают возможность обращения должника с заявлением о замене стороны взыскателя в исполнительном производстве, однако, учитывая цель и назначение этого института процессуального права, без волеизъявления такого лица, невозможно привлечь его к исполнительному производству.
Кроме этого дела в дайджест практики Верховного Суда относительно замены стороны в исполнительном производстве (решения, внесенные в ЕГРСР с 2018 года по июнь 2025 года) включен ряд других ключевых подходов к решению данного вопроса. В частности, относительно:
замены стороны исполнительного производства, которое было окончено исполнителем, в частности в связи со смертью должника;
замены стороны исполнительного производства при смерти ФЛП;
замены первоначального должника в исполнительном производстве в случае создания нового юридического лица путем выделения из основного должника;
замены должника в исполнительном производстве по делам об обращении взыскания на предмет ипотеки, право собственности на которое перешло к другому лицу;
запрета замены взыскателя в исполнительном производстве для юридических лиц, связанных с государством-агрессором, и т.п.
Отдельное внимание ВС уделил решению проблемных вопросов в различных видах правоотношений, в частности относительно замены стороны исполнительного производства в случае смерти матери ребенка, в пользу которой взысканы алименты на содержание ребенка, или в случае смерти пенсионера, в пользу которого были взысканы пенсионные выплаты, а также определению юрисдикции и процессуальных особенностей, связанных с заменой стороны исполнительного производства.