Как отмечают нардепы, «привилегированным» конкурсантам члены второй палаты ВККС не задавали неудобных вопросов, обычно возникающие к другим.
Сам факт возможного одновременного участия в конкурсе на должность судьи членов Высшей квалификационной комиссии судей и Высшей рады правосудия, а также лиц, имеющих родственные связи с ними, создает дополнительную угрозу «круговой поруки».
Так считают народные депутаты, зарегистрировавшие проект «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и некоторые законодательные акты Украины по обеспечению справедливости и равенства при назначении судей» (№13698), сообщает «Закон и Бизнес».
На это их подтолкнула ситуация, когда, как сообщал «ЗиБ», в конкурсе в апелляционные хозяйственные суды главные позиции в рейтинге заняли два члена ВРП (Николай Мороз и Юлия Бокова), жена члена ВККС (Юлия Амирова), а также участие в конкурсе многочисленных родственников членов ВККС, ВРП и работников этих органов.
Поэтому нардепы предлагают, чтобы ни у кого не возникало сомнений, что кто-то был «привилегированным» конкурсантом, законодательно запретить не только участие в конкурсах на судейские должности таких лиц, но и возможность внесения рекомендаций, представлений и издания указов об их назначении. Последнее предусмотрено дополнениями раздела XII «Заключительные и переходные положения» закона «О судоустройстве и статусе судей».
В то же время, в ст.69 закона предлагается записать, что не может претендовать на должность судьи:
лицо, занимающее должность члена ВРП, члена ВККС, в течение времени пребывания в соответствующей должности и в течение одного года после увольнения или прекращения полномочий (это ограничение содержится в действующей редакции закона);
лицо, которое на момент подачи документов для участия в отборе (конкурсе) на должность судьи и на последующих этапах занимало или занимает любую должность в ВРП, ВККС, помимо указанных выше;
лицо, которое на момент подачи документов для участия в отборе (конкурсе) на должность судьи и на последующих этапах имело или имеет родственные связи, предусмотренные ч.8 ст.61 этого закона, с указанными лицами.
Такие ограничения в отношении лиц, имеющих или имеющих родственные связи с членами ВРП и ВККС, будут действовать и в течение одного года после увольнения или прекращения полномочий последних.
По мнению нардепов, члены ВККС и ВРП не оправдали надежды общества на высокие этические стандарты поведения, что «проявилось в разной сложности вопросов и явном проявлении симпатии и комплиментарной форме проведения собеседования» с отдельными конкурсантами.
Теперь остается наблюдать, успеют ли нардепы одобрить этот закон до того, как ВРП рассмотрит рекомендации о внесении представлений Президенту о назначении «привилегированных» конкурсантов. Хотя главе государства достаточно подождать принятия закона, подписать его, а затем вернуть такие представления без рассмотрения.
Кстати, не менее показательна будет и позиция членов ВРП относительно рассмотрения таких рекомендаций ВККС. Ведь в свое время они так и не внесли представление на победителя конкурса на судейский пост из числа работников ВККС именно из-за сомнений в добропорядочном получении высоких баллов за квалифэкзамен.