За 100 заключенными в Ванден-ле-Вьее будут наблюдать примерно 250 надзирателей. Фото: L. Louis/ DW
В небольшом городке на севере Франции открылась первая тюрьма строгого режима. Для перевода в новые камеры некоторых заключенных были даже задействованы армейские подразделения.
Новое пенитенциарное учреждение в городке Ванден-ле-Вьей, недалеко от границы с Бельгией, рассчитано примерно на 100 заключенных и считается на данный момент самой охраняемой тюрьмой во Франции, пишет «Закон и Бизнес».
В ней установлено 450 видеокамер, а особенность этой тюрьмы в том, чтобы лишить заключенных, среди которых особо опасные наркоторговцы и лидеры криминальных групп, любой связи с внешним миром, отмечает DW.
В таких городах, как Марсель, Тулуза или в пригородах Парижа, а также в небольших населенных пунктах, происходит эскалация насилия между бандами наркоторговцев. Правоохранительные органы предупреждают о том, что ситуация грозит выйти из-под контроля. Все чаще подростки, которых вербуют через соцсети, используются преступными кланами в качестве наркокурьеров или наемных убийц.
В 2024 году по всей Франции было зарегистрировано 367 случаев убийств или покушений на убийства в наркосреде, в результате которых погибли 110 человек и 341 получил ранения. При этом около четверти преступников были моложе 20 лет.
В то же время французская пенитенциарная система уже на пределе своих возможностей: Франция входит в число стран Западной Европы с самой высокой переполненностью тюрем. В некоторых из более чем 180 исправительных учреждений заполняемость превышает 150%. Европейский суд по правам человека неоднократно осуждал Париж за «нечеловеческие условия содержания под стражей». Многие местные тюрьмы не только переполнены, но и довольно старые, с отсыревшими камерами. Плесень, крысы и тараканы — постоянные гости в них.
Французские тюрьмы считаются слабым местом с точки зрения не только соблюдения прав человека, но и соблюдения режима: лидеры преступных группировок продолжают вести свои дела, даже находясь за решеткой — с помощью мобильных телефонов, доставляемых дронами, через посредников среди адвокатов или с помощью коррумпированного персонала.
Весной 2025 года насилие достигло нового уровня: в ряде французских городов вооруженные автоматами группы нападали на тюрьмы — по всей видимости, с целью запугать заключенных из враждебных кланов и оказать давление на судебную систему.
В новой тюрьме заключенные содержатся в одиночных камерах, имеют право на прогулку в небольших группах только раз в день в течение часа и подвергаются жесткому контролю в процессе общения. Телефонные звонки разрешены только дважды в неделю длительностью не более двух часов, общение с посетителями — исключительно через стеклянную перегородку. После каждого посещения заключенные должны полностью раздеваться для усиленного досмотра. Цель — предотвратить любую форму преступного влияния извне.
Французские власти планирует построить еще одну тюрьму строгого режима — на побережье Южной Америки, во французском заморском департаменте Гвиана, рассчитанную на 500 преступников. Ее планируемое местоположение — около Сен-Лоран-дю-Марони в тропическом лесу, недалеко от исторического «Острова Дьявола», который до 1938 года был печально известным местом отбытия наказания жителями французских колоний.
Министр юстиции Жеральд Дарманен говорит о желании «навсегда удалить из метрополии» лидеров преступных группировок. Правозащитные организации и оппозиционные политики предупреждают о создании «французского Гуантанамо».
Проекты современных тюрем обходятся дорого из-за чрезвычайно высоких расходов на персонал. Примерно 250 надзирателей на 100 заключенных в Ванден-ле-Вьее означают, что, помимо больших сумм на строительство, эксплуатационные расходы также значительно превышают аналогичные для обычных тюрем. А польза от новых тюрем, высокой безопасности, остается предметом споров.