Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписывайтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Лицо, указанное в распоряжении банка, является наследником вклада и имеет возможность по собственному усмотрению принять наследство (право на вклад) или отказаться от его принятия или не принять.
Такую позицию высказала объединенная палата Кассационного гражданского суда, отменяя предыдущие решения по делу №201/14368/15-ц, сообщает «Закон и Бизнес».
По этому делу лицо обратилось в суд с иском к ПАО КБ «ПриватБанк» о взыскании средств по 10 договорам банковского вклада.
Суд первой инстанции отметил, что после смерти истца наследство по закону и завещанию приняла его дочь. Однако материалы дела содержат также завещательное распоряжение на имя сына. Суд отметил, что завещание не отменяет завещательных распоряжений, так что считал необходимым привлечь и других наследников. Учитывая невозможность, в отличие от ответчика, привлечение соистца по делу, суд отказал по этим основаниям в иске.
Апелляционный суд оставил это решение в силе.
Передавая дело на рассмотрение ОП КГС, коллегия судей констатировала, что у суда кассационной инстанции существует два подхода к применению ч.1 ст.352 ГПК в подобных правоотношениях
В свою очередь, ОП КГС отметила, что в состав наследственного имущества согласно ст.1228 ГК входит и право на вклад в банке (финансовом учреждении) независимо от способа распоряжения им — сделано ли распоряжение о праве на вклад в завещании, или непосредственно в банке (финансовом учреждении) — такое право входит в состав наследования и на него распространяются общие правила наследования.
Наследодатель имеет возможность распорядиться принадлежащим ему правом требования денежных средств (в украинской или иностранной валюте), которые были внесены на основании договора банковского вклада (депозита) или счета. Однако в любом случае наследодатель самостоятельно принимает решение о том, как распорядиться правом на вклад.
Распоряжение банка (финансовому учреждению) по своей сути является односторонней сделкой, посредством которой осуществляется распоряжение правом на вклад. На такую одностороннюю сделку распространяются соответствующие положения ГК о сделках (в частности, о форме, недействительности сделок).
Если лицо, указанное в распоряжении банка, не приняло наследство или отказалось от его принятия, то наследование права на вклад осуществляется наследником (наследниками) по завещанию или/и закону, принявшему наследство. Само по себе указание лица в завещательном распоряжении банка (финансовом учреждении) не свидетельствует о принятии таким лицом наследства.
В связи с этим ОП КГС отступила от выводов, изложенных в постановлении КГС от 25.09.2019 по делу №201/14367/15-ц.