Закон і Бізнес


В каких случаях публичный служащий имеет право на совмещение или совместительство


.

27.02.2025 14:19
999

Публичная служба предусматривает ряд ограничений, в частности, относительно возможности заниматься другими видами оплачиваемой деятельности. Они направлены на предотвращение конфликта интересов и обеспечение прозрачности в деятельности


Об этом сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на НАПК.

Согласно ч. 1 ст. 25 закона «О предотвращении коррупции» публичным служащим запрещено:

заниматься предпринимательской деятельностью;

заниматься другой оплачиваемой деятельностью;

входить в состав правления, других исполнительных или контрольных органов, наблюдательного совета предприятия или организации, имеющей целью получение прибыли.

Помнить об указанных ограничениях особенно важно лицам, которые впервые или после перерыва избираются/назначаются на должности, связанные с выполнением функций государства или местного самоуправления.

Такие лица обязаны: не позднее 15 рабочих дней со дня назначения (избрания) на должность совершить действия, направленные на прекращение предпринимательской деятельности и прекращение их полномочий в составе правления, других исполнительных или контрольных органов, наблюдательного совета предприятия или организации, имеющей целью получение прибыли.

Несоблюдение этих требований является правонарушением, связанным с коррупцией и может привести к:

дисциплинарной ответственности - в случае непрекращения предпринимательской деятельности с внесением соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований;

административной ответственности, предусмотренной ст. 172-4 КУоАП «Нарушение ограничений по совместительству и совмещению с другими видами деятельности» - в случае осуществления предпринимательской или иной оплачиваемой деятельности, вхождения в состав правления, других исполнительных или контрольных органов, наблюдательного совета предприятия или организации, имеющей целью получение прибыли.

Вхождение в состав правления, других исполнительных или контрольных органов, наблюдательного совета предприятия или организации, имеющей целью получение прибыли, является правонарушением независимо от получения/неполучения должностным лицом оплаты за пребывание в составе такого органа;

При соблюдении требований ст. 36 закона «О предотвращении коррупции», вхождение публичного служащего в состав учредителей/участников хозяйственного общества не подпадает под действие ограничения, предусмотренного ч. 1 ст.25, то есть является законным;

сам факт регистрации публичного служащего физическим лицом-предпринимателем, адвокатом, частным исполнителем, другим лицом, оказывающим публичные услуги, не свидетельствует о фактическом осуществлении им этой деятельности и, соответственно, совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.172-4 КУоАП.

Указанные ограничения не распространяются на:

депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутатов местных советов (кроме тех, которые осуществляют свои полномочия в соответствующем совете на постоянной основе);

присяжных;

помощников-консультантов народных депутатов Украины;

работников секретариатов Председателя Верховной Рады Украины, Первого заместителя Председателя Верховной Рады Украины и заместителя Председателя Верховной Рады Украины;

работников секретариатов депутатских фракций (депутатских групп) в Верховной Раде;

работников патронатных служб в органах;

некоторых других публичных служащих.

Закон і Бізнес