.
С начала деятельности Национального антикоррупционного бюро Украины (декабрь 2015 года) и по сей день в уголовных производствах, досудебное расследование в которых осуществляли детективы бюро, отсутствуют приговоры, вступившие в законную силу, народным депутатам, руководителям центральных органов исполнительной власти и судьям.
Об этом со ссылкой на официальную информацию самого НАБУ пишет адвокат, заслуженный юрист Украины Владимир Богатырь, сообщает «Закон и Бизнес».
Он анализирует деятельность НАБУ на основе открытых данных о зарегистрированных уголовных правонарушениях и результатах их досудебного расследования, обнародованных Офисом Генерального прокурора.
Так, за полный 2023 год было учтено 454 уголовных правонарушения, досудебное расследование в которых осуществляет именно НАБУ. Среди них — 11 уголовных проступков, 58 нетяжких, 200 тяжких и 152 особо тяжких преступлений.
В то же время уголовных производств, в которых лицам было вручено сообщение о подозрении, насчитывается 148. При этом в суд с обвинительным актом за этот же период направлено только 27 дел, а закрыто почти втрое больше — 71.
«Такое различие между учтенными правонарушениями, врученными подозрениями и обвинительными актами дает гораздо более реалистичную картину работы детективов НАБУ, — убежден В.Богатырь. — Приведенные цифры свидетельствуют, что в текущей деятельности НАБУ по всем реально расследуемым уголовным делам (с установленными подозреваемыми) в суд доходят примерно 18%. При этом 48% производств закрывается из-за, например, отсутствия происшествия уголовного правонарушения или отсутствия в деянии состава преступления».
Но работа по очищению власти от коррупции не завершается досудебным расследованием, — обращает внимание адвокат. Ибо норма ст.62 Конституции, закрепившая мировой стандарт презумпции невиновности, одновременно определила единственный возможный критерий эффективности борьбы с преступностью — приговоры, основанные на аргументах обвинения.
А их количество по отношению к народным депутатам, руководителям центральных органов исполнительной власти и судьям, по информации самого НАБУ, равно нулю. В то же время, с января 2016 по май 2024 года в уголовных производствах было сообщено о подозрении 63 народным депутатам, 46 руководителям центральных органов исполнительной власти, в том числе министрам и их заместителям и 86 судьям.
«Фактически речь идет об особой системной практике, когда депутатам и чиновникам и судьям выносят подозрения, подтвердить которые в суде детективы НАБУ не в состоянии», — заключает В.Богатырь.
При этом тренды подозрений топ-чиновникам явно связаны не с изменениями в законодательстве, а с определенными политическими — внеправовыми — процессами в стране. «Нулевое количество приговоров после десятков подозрений, к сожалению, может свидетельствовать именно о политическом подтексте деятельности антикоррупционных органов в Украине и, в частности, попытке применять НАБУ как инструмент давления, в частности, на парламентскую и судебную ветви власти», — считает адвокат. — А попытки давления уже могут содержать признаки посягательства на принципы разделения властей и баланса власти».