Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписуйтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Использование арендатором участка после завершения договора аренды для хранения готовой продукции по основаниям отсутствия спроса на него не может считаться соответствующим принципам справедливости, добросовестности, разумности.
На это обратил внимание Кассационный гражданский суд, оставляя в силе предыдущие решения по делу №175/2781/21, информирует «Закон и Бизнес».
По этому делу ООО «Рулонные Газоны Украины» обратилось с иском о возмещении имущественного ущерба. Истец отмечал, что он засеял газонную траву (рулонный газон) на участке арендодателя и осуществлял полевые работы по ее выращиванию, что свидетельствует о продлении срока аренды согласно условиям договора аренды, которым предусмотрено, что при истечении срока действия договора до окончания полевых работ срок аренды продолжается до полного завершения полевых работ.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении иска отказано. Апелляционный суд, изменяя решение суда первой инстанции в части правового обоснования руководствовался тем, что решением суда по другому делу установлено, что срок действия договора аренды земли истек, а сам договор прекращен.
С этим согласился и КГС, отметив, что использование арендатором земельного участка после окончания действия договора (для хранения готовой продукции) при наличии надлежащего уведомления арендодателем (собственником земли) об отсутствии намерения продлевать договор аренды на новый срок свидетельствует о недобросовестности действий арендатора как стороны договора аренды и безосновательное пользование земельным участком, исключающим возложение ответственности на арендодателя за причиненный арендатору ущерб в виде недополученных доходов в связи с невозможностью сбора урожая.
Кроме этого дела, в обзор практики КГС за май 2024 включен ряд других. Так, в спорах по защите личных неимущественных прав указано, что использование имени физического лица без его разрешения в произведении, которое освещает не только объективные события, но и включает в себя домысл авторов, является неправомерным и может свидетельствовать о нарушении личного неимущественного права такого лица для использования собственного имени. В таком случае физическое лицо имеет право требовать остановки нарушения его прав и возмещения морального вреда.
В спорах, возникающих из исполнения/ неисполнения договорных/ недоговорных обязательств, указано, что при наличии безоговорочных доказательств подделки подписи заемщика в договоре займа и в документах, поданных в третейский суд и апелляционный суд, о признании долга умершим заемщиком, а также осведомленности его при жизни о рассмотрении третейским судом дела об удержании с него задолженности по указанному договору, после смерти заемщика права его правопреемника могут быть защищены путем признания отсутствующими обязательств по такому договору.
В спорах, возникающих из трудовых правоотношений, констатировано: если работник не является лицом, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, а также отсутствует решение о его отстранении от должности, принятое следственным судьей во время досудебного расследования или судом во время судебного производства, то приказ работодателя об отстранении такого работника от работы является незаконным.
Относительно применения норм процессуального права указано, что в случае обращения прокурора, действующего в интересах государства в лице соответствующих органов государственной власти, с апелляционной жалобой на решение первой инстанции после истечения одного года со дня составления полного текста судебного решения при отсутствии доказательств направления местным судом повесток в адрес одного из таких органов и непривлечение к участию в деле второго органа, нет оснований для применения апелляционным судом годового срока, поскольку указанные обстоятельства составляют исключительный случай, предусмотренный п.1 ч.2 ст.358 ГПК.