.
Судьи Кассационного гражданского суда провели межпрофессиональный онлайн-семинар «Лучшие интересы ребенка в семейных конфликтах (спорах): определение, способы их учета и критерии оценки».
Об этом сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на Судебную власть.
Судья КГС Елена Билоконь отметила, что синергия взаимодействия представителей разных профессий, причастных к решению вопросов, касающихся семейных конфликтов, дает потенциал наработки определенных критериев наилучших интересов детей.
Спикер обратила внимание на точки пересечения медиации и государственного судопроизводства – двух разных систем урегулирования семейных конфликтов, к которым привлечены дети. Если медиация в общем смысле – это особая модель переговоров с участием беспристрастного посредника для достижения общего согласия, то задачей гражданского судопроизводства является справедливое, беспристрастное и своевременное рассмотрение и решение гражданских дел с целью эффективной защиты нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или интересов физических лиц.
Конкурентны ли эти системы, или они взаимодополняющие? Как показывает опыт цивилизованных социумов, государственное судопроизводство и медиация не могут поглотить друг друга. Поэтому одновременно существуют во взаимодействии.
Об этом свидетельствует и украинский опыт. С имплементацией норм по медиации в наше законодательство сейчас наиболее оптимальной правовой формой такого взаимодействия является государственно-частное партнерство судопроизводства и медиации.
Судья отметила, что семейный спор – это не всегда сугубо юридический вопрос, нередко – это кризис в построении отношений между членами семьи. Поэтому участники конфликта стимулируются к конструктивному диалогу с целью добровольного разрешения споров, к которым привлечен ребенок (ст. 16 ГПК предусмотрено, что стороны принимают меры для досудебного урегулирования спора между собой). В этом аспекте судьи высоко ценят потенциал медиации при разрешении семейных споров с участием детей: предоставляют информацию о ней, предлагают сторонам воспользоваться услугами медиации, останавливают производство по желанию сторон попытаться разрешить спор во внесудебном порядке.
Семейный конфликт, к которому привлечены дети, должен быть разрешен с учетом их наилучших интересов. Такой подход очень распространен в мире и украинские суды активно внедряют его в свою практику.
Е.Билоконь акцентировала внимание на важности того, чтобы все лица, причастные к разрешению соответствующих конфликтов, имели общее понимание, какие элементы следует учитывать при оценке наилучших интересов ребенка. Для судей принятие сбалансированного решения в лучших интересах ребенка требует не столько разрешения спора о нарушенном праве одного из родителей, сколько решения вопроса будущего ребенка. При разрешении таких споров учитывается два базовых аспекта: интересам ребенка лучше всего соответствует сохранение его связей с семьей, кроме случаев, когда семья особенно неблагополучна; в лучших интересах ребенка – обеспечение его развития в безопасной, спокойной и устойчивой среде.
Е.Билоконь отметила, что в национальном законодательстве не существует общего определения, что такое лучшие интересы ребенка. При этом в ч. 2 ст. 159, ч. 1 ст. 161 СК перечислены обстоятельства, которые суд должен учитывать (отношение родителей к исполнению своих обязанностей, личная привязанность ребенка к каждому из них, возраст ребенка, состояние его здоровья, мнение ребенка по спору и другие обстоятельства, имеющие существенное значение).
Судья отметила, что для эффективного разрешения семейных конфликтов, от которых страдают дети, каждый юрист, психолог, представитель системы предоставления социальных услуг проявляет определенную гибкость, индивидуальный подход в оценке наилучших интересов ребенка. Представители различных профессий имеют практические наработки в этой области, но нет единых базовых критериев оценки наилучших интересов ребенка, позволяющих лицам, разрешающим семейный конфликт, их учитывать. Поэтому, по ее мнению, полезно было бы иметь определенный указатель, что же при других обстоятельствах, имеющих существенное значение для решения конкретного спора, и какие критерии определения наилучших интересов ребенка.
Европейская комиссия по вопросам эффективности правосудия 7 декабря 2007 года приняла Руководящие принципы № 14 для лучшего выполнения существующих Рекомендаций по медиации по семейным делам и по медиации по гражданским делам и рекомендовала государствам членам и другим образованиям, участвующим в семейной медиации, совместными усилиями разработать единые критерии оценки лучших интересов ребенка, включая возможность участия ребенка в процессе медиации. К таким могут войти учет ребенка, его умственная зрелость, взаимоотношения родителей, характер спора и т.д. Разработке таких критериев могли бы помочь Совет Европы вместе с Европейским Союзом.
Подытоживая, Е.Билоконь призвала представителей разных профессий способствовать имплементации в национальную практику указанных Рекомендаций и совместными усилиями представителей разных процессий разработать единые базовые критерии оценки наилучших интересов ребенка. Речь идет не о готовом стандартизированном разрешении семейного конфликта, а об определении элементов, которые следует учитывать при оценке наилучших интересов детей для построения общества со счастливыми детьми и их родителями.