Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписуйтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Безосновательная попытка полицейского принудительно остановить водителя путем применения к нему физического насилия с нанесением телесных повреждений является превышением предоставленных прав и служебных полномочий.
Об этом заявил Кассационный уголовный суд, оставляя без изменений приговор апелляционного суда по делу №749/19/22, информирует «Закон и Бизнес».
По этому делу приговором районного суда капитан полиции признан невиновным в предъявленном ему обвинении по ч.2 ст.365 «Превышение власти или служебных полномочий работником правоохранительного органа» УК и оправдано.
Приговором апелляционного суда полицейский признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.365 УК, и назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет с лишением права занимать должности в правоохранительных органах сроком на 3 года, а также лишено специального звания «капитан полиции».
Согласно обстоятельствам дела, полицейский, не выдвигая требования остановиться, внезапно подбежал сзади к руководившему мопедом потерпевшему, который пытался проехать через калитку ворот забора, расположенного у железнодорожного вокзала, и правым кулаком ударил его в правое плечо, после чего применил прием удушения. Далее, не выдвигая никаких законных требований и не представившись, запрыгнул на мопед сзади потерпевшего и, применяя к нему прием удушения, при движении мопеда на протяжении около 400 м продолжил применение насилия. Как следствие, потерпевший потерял равновесие и упал с мопеда. После того как потерпевший поднялся на ноги и подошел к мопеду, чтобы заглушить двигатель, приблизился к нему и ударил правым кулаком в левый висок, в результате чего потерпевший упал на землю и потерял сознание.
Осужденный в кассационной жалобе утверждал, что стороной обвинения не доказаны объективная и субъективная стороны инкриминируемого ему по ч.2 ст.365 УК уголовного правонарушения, в частности, отрицал установленный судами факт нанесения потерпевшему телесных повреждений.
Как отметил КУС, в уголовно-правовом аспекте понятием насилия, в том числе и как способа совершения уголовного правонарушения, охватывается само противоправное влияние на личную неприкосновенность, здоровье или жизнь потерпевшего, а также последствия такого влияния в виде нанесения физической боли, причинения телесных повреждений. или смерти. Следовательно, понятие «насилие» распространяется на способ совершения деяния, предусмотренного ч.2 ст.365 УК, и на обусловленные его применением последствия.
В то же время КУС отклонил утверждение о действиях обвиняемого в состоянии крайней необходимости с соблюдением условий его правомерности.
Учитывая это, КУС констатировал, что апелляционный суд пришел к убедительному выводу о доказанности виновности работника правоохранительного органа в совершении им уголовного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.365 УК.