Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписуйтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Сам факт истечения срока действия сделки, выполнение которой осуществлено только одной стороной, не прекращает обязательственных правоотношений сторон и не освобождает другую сторону от ответственности за неисполнение ею своей обязанности.
На это обратил внимание Кассационный гражданский суд, оставляя по-прежнему предварительные решения по делу №643/651/21, информирует «Закон и Бизнес».
Истец считал, что после обращения банка в суд с требованием о досрочном возврате суммы кредита кредитный договор прекратил свое действие и дальнейшее начисление банком каких-либо процентов и прочих платежей противоречит требованиям действующего законодательства.
Решением суда первой инстанции, оставленным по-прежнему постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении иска отказано, поскольку во время рассмотрения дела обязательства истца перед банком невыполненным. Также судами не установлено ни одного из оснований, определенных стст.599, 609 ГК, для признания прекращенным обязательства истца перед банком по кредитному договору.
КЦС согласился с такими выводами, отметив, что из содержания стст.599-601, 604-609 ГК следует, что закон не предусматривает такого основания для прекращения обязательства, которое осталось невыполненным, как истечение срока действия договора.
Также отмечено, что положениями ст.593 ГК не предусмотрено основание для прекращения обязательства, как изменение банком срока действия кредитного договора путем направления требования в адрес заемщика о досрочном погашении кредита. Такое требование изменяет только срок кредитования, но не прекращает отношений выполнения условий кредитного договора.
Кроме этого дела в обзор практики КГС за апрель 2024 года включен ряд других. Так, в спорах о защите чести, достоинства и деловой репутации отмечено, что негативная информация, из содержания которой потенциальный работодатель имел возможность сформировать представление о профессиональных и деловых качествах лица, является фактическим утверждением, а распространение такой информации унижает честь, достоинство и деловую репутацию такой лица.
В спорах, возникающих по вопросам защиты права собственности, отмечено, что эффективным способом защиты права собственника земельного участка по устранению препятствий в пользовании принадлежащим ему участком, вызванных таким нарушением, есть только требование о снесении самовольного строительства в соответствии с ч.4 ст.376 ГК, и решение такого требования исключает применение других требований. При этом отмена решения государственного регистратора не обеспечит устранения нарушений прав истца как владельца спорного земельного участка, вызванных самовольным строительством.
В спорах, возникающих из выполнения или невыполнения договорных/недоговорных обязательств, указано, что несанкционированный овердрафт, возникший вследствие ошибочного зачисления средств на счет физического лица, является задолженностью этого лица перед банком, не оговоренной договором. Отсутствие правового основания означает, что получатель обогатился за счет банка вне основания, предусмотренного законом, другими правовыми актами или сделкой, поэтому такие средства подлежат возврату в соответствии со ст.1212 ГК.
А в спорах по поводу обращения решений к исполнению и контролю за их исполнением акцентировано, что в случае смерти матери ребенка, в пользу которой взысканы алименты на содержание ребенка, обязанность отца платить алименты на ребенка на основании судебного решения не прекращается. Замена стороны в исполнительном производстве на законного представителя ребенка, которому не исполнилось 14 лет, будет отвечать наилучшим интересам ребенка с учетом целевого назначения алиментов и защиты законного права на получение алиментов от отца.