.
Действующий УПК уже содержит основания и процедуру объявления лица, являющегося стороной уголовного производства, в розыск. Дополнительное урегулирование объявления лица в международный розыск не имеет никакой практической основы.
Об этом сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на НААУ.
К такому выводу пришли в комитете НААУ по вопросам уголовного права и процесса по итогам анализа проекта закона от 29.04.2024 №11223 «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс и другие законодательные акты по международному сотрудничеству во время уголовного производства».
Документ содержит ряд изменений, в частности, статьи 281 УПК, регламентирующей розыск подозреваемого. Авторами законодательной инициативы предлагается дополнить ее нормой о том, что если существуют достаточные основания считать, что лицо уехало и/или находится за пределами Украины, следователь, прокурор объявляет такого подозреваемого в международный розыск.
В НААУ обратили внимание, что понятие «международный розыск» нормативно закреплено в части 6 статьи 193 УПК. Следственный судья, суд рассматривает ходатайство об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей и может избрать такую меру пресечения при отсутствии подозреваемого, обвиняемого в случае доказывания прокурором наличия оснований, предусмотренных статьей 177 УПК, а также наличия достаточных оснований считать, что подозреваемый, обвиняемый и/или находится на временно оккупированной территории Украины, территории государства, признанного Верховной Радой Украины государством-агрессором, и/или объявлен в международный розыск.
С целью установления местонахождение разыскиваемого лица органами национального центрального бюро Интерпола может быть инициирован вопрос о внесении лица в базу розыска и присвоении ему соответствующего цвета карты (т.е. действий, которые необходимо совершить в отношении этого лица в случае установления его местонахождение). Это является основанием для внесения сведений о разыскиваемом лице в систему международного розыска. Однако информационная система Интерпола является не единственным средством для организации подозреваемых, обвиняемых или пропавших лиц, поскольку указанные действия могут также реализовываться в рамках заключенных конвенций и международных договоров о взаимной помощи по уголовным делам.
Международное право не определяет специальную процедуру объявления в международный розыск, поскольку вопрос уголовного производства является предметом национального правового регулирования.
Международный розыск является разновидностью розыска, закрепленного в части 1 статьи 281 УПК. И если во время досудебного расследования местонахождение подозреваемого неизвестно или он уехал и/или находится на временно оккупированной территории Украины или за пределами Украины и не появляется без уважительных причин на вызов следователя, прокурора при условии его надлежащего уведомления о таком вызове, следователь, прокурор объявляет розыск такого подозреваемого.
Таким образом, момент объявления лица в международный розыск связывается с моментом принятия соответствующего постановления, которое уже реализуется в соответствии с международными договорами и конвенциями – обращение в Интерпол и обеспечение помощи в установлении местопребывания лица, объявленного в розыск или конкретной страны-участника Конвенции для помощи в конкретном уголовном производстве и т.д.
Правила Интерпола при обработке данных (INTERPOL's Rules on Processing of Data, adopted Resolution AG-2011-RES07 of General Assembly at its 80th session (Hanoi, 2011) предусматривают механизм и закрепление всех процедурных вопросов от получения уведомления о розыске личности до проверки и отмена сведений о розыске, и пересмотра ранее принятых решений.
Более подробно с этими и другими замечаниями и предложениями законопроекта, которые были направлены в комитет ВР по вопросам правоохранительной деятельности, можно ознакомиться по ссылке.