.
НААУ, объединяющая всех адвокатов Украины, по статусу кардинально отличается от общественных объединений. Поэтому некорректно говорить о несоответствии закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» ст.36 Конституции.
Такое мнение в статье «Адвокатура Украины: европейское будущее или снова в советщину?!» обосновывает эксперт-конституционалист Марина Ставнийчук, которая активно участвовала в подготовке действующего закона «Об общественных объединениях».
Она подчеркивает, что органы адвокатского самоуправления в силу закона выполняют ряд регулятивных, квалификационных и дисциплинарных функций, ограниченных только своими членами.
«Саморегуляция профессиональной деятельности института адвокатуры является необходимой составляющей ее самоуправления. Именно поэтому по своей конституционно правовой природе НААУ кардинально отличается от организаций, действующих в Украине согласно закону «Об общественных объединениях», — отмечает М.Ставнийчук.
Сегодня в Украине действуют около полусотни общественных организаций, деятельность которых так или иначе связана с юридическими профессиями. Их членами являются и адвокаты. В то же время, как один из авторов проекта закона об общественных объединениях, М.Ставнийчук подчеркивает, что положения этого закона не распространяются на деятельность саморегулируемых профессиональных организаций.
«Поэтому, когда отдельные «эксперты» утверждают о несоответствии закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» ст.36 Конституции (гарантирующей свободу объединения в общественные организации), понятно, что подобными манипуляциями они уничтожают адвокатуру в ее целостном самоуправляемом и саморегулируемом виде», — отмечает М.Ставнийчук. В то же время, она считает, что «саморегуляцию адвокатуры Украины и ее органов следует понимать как системно-организационный процесс внутриуставной деятельности, характерной для органов, имеющих дискреционные полномочия».
При этом, специфика организации деятельности НААУ, описанная в статье, свидетельствует об ее особом правовом статусе, принципиально отличном от общественных организаций. Игнорирование этого факта при оценке деятельности адвокатуры равнозначен отказу от европейского курса Украины, закрепленного в Конституции.
М.Ставнийчук напоминает, что Украина имеет новейший в Европе закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», который готовился и принимался как евроинтеграционный. И его принятие при создании профессиональной организации адвокатов с единым членством в НААУ было частью реализации обязательств Украины перед Советом Европы.
Соответственно, отказ от выбранной модели адвокатского самоуправления (а за последнее десятилетие мы уже были свидетелями таких попыток) несет в себе отрицание ключевого принципа независимости адвокатуры, прямо влияющего на состояние защиты прав и основных свобод человека в Украине, подытоживает М.Ставнийчук.