
Нажмите на изображение, чтобы подписаться на телеграмм-канал «ЗиБ» и узнать больше о новостях судебной системы.
Для выполнения задач уголовного производства допустимость электронного документа в качестве доказательства нельзя отрицать исключительно на основании того, что он имеет электронную форму.
О такой позиции Кассационного уголовного суда, высказанную по делу №554/5090/16-к, напомнила судья КУС Наталья Марчук во время презентации курса «Киберпреступность и электронные доказательства», информирует «Закон и Бизнес».
Она отметила, что правила оценки электронных доказательств в отношении их допустимости содержатся в постановлениях объединенной палаты КУС от 29.03.2021 по делу №554/5090/16-к и от 25.09.2023 по делу №208/2160/18.
Судья напомнила, что электронные доказательства относятся к категории документов, а материальные носители, на которых они размещены, признаются вещественными доказательствами. Так, согласно ч.1 ст.99 УПК, документ — это специально созданный с целью сохранения информации материальный объект, содержащий зафиксированные с помощью письменных знаков, звука, изображения и т.п. сведения, которые могут быть использованы в качестве доказательства факта или обстоятельств, что устанавливаются в ходе уголовного производства. К документам, при наличии у них сведений, предусмотренных ч.1 ст.99 УПК, могут относиться материалы фотосъемки, звукозаписи, видеозаписи и другие носители информации (в том числе компьютерные данные).
Оригиналом электронного документа является его отображение, которому придается такое же значение, как документ (ч.3 ст.99 УПК). При этом дубликат документа (документ, изготовленный таким же способом, как и его оригинал), а также копии информации, в том числе компьютерных данных, содержащейся в информационных (автоматизированных) системах, электронных коммуникационных системах, информационно-коммуникационных системах, комп. их системах, их неотъемлемых частях, изготовленные следователем, прокурором с привлечением специалиста, признаются судом как оригинал документа (ч.4 ст.99 УПК).
Как указано в постановлении ОП КУС по делу №554/5090/16-к, для выполнения задач уголовного производства, учитывая положения закона «Об электронных документах и электронном документообороте», допустимость электронного документа как доказательства нельзя отрицать исключительно на основании того, что он имеет электронную форму (ч.2 ст.8). Согласно ст.7 этого закона, в случае его хранения на нескольких электронных носителях информации, каждый из электронных экземпляров считается оригиналом электронного документа. Один и тот же электронный документ может существовать на разных носителях. Все идентичные по своему содержанию экземпляры электронного документа могут рассматриваться как подлинники и отличаться друг от друга только временем и датой создания. Вопросы об идентификации электронного документа как оригинала могут быть решены уполномоченным лицом, его создавшим (с помощью специальных программ сосчитать контрольную сумму файла или каталога с файлами CRC-сумма, hash-сумма), или при наличии соответствующих оснований путем проведения специальных исследований.
Лектор обратила внимание на то, что к электронным доказательствам относятся:
файлы, содержащие текстовые документы, графические изображения, зафиксированные на носителе информации;
файлы, содержащие фото- и видеоизображения, аудиозаписи, записанные непосредственно на мобильный телефон, предназначенный для работы в сетях сотовой связи;
файлы, являющиеся приложениями к протоколам следственных действий и содержащие сведения о ходе их проведения, записанные на съемные носители информации;
вебсайты в сети Интернет;
данные систем обмена мгновенными сообщениями (мессенджеры), в том числе мобильные приложения, вебсервисы, системы, интегрированные в социальные сети (скайп, вайбер, телеграмм, фейсбук, обмен сообщениями);
видеозаписи с камер наблюдения;
скриншот (отображение электронного документа независимо от электронной или бумажной формы).
Докладчик очертил и другие вопросы, касающиеся оценки электронных доказательств в уголовном производстве.
Курс HELP «Киберпреступность и электронные доказательства» охватывает не только вопрос о борьбе и предотвращении с киберпреступностью, но и вопросы электронных доказательств в уголовном производстве. Этот курс, прежде всего, создан для специалистов в области права (судей, прокуроров, юристов, работников аппарата суда), работников правоохранительных органов, государственных органов и неправительственных организаций.
Запуск этого курса состоялся в рамках проекта Совета Европы «HELP (Образование в области прав человека для юристов) для Украины, в том числе во время войны» в сотрудничестве с Национальной школой судей Украины и Тренинговым центром прокуроров Украины.