Закон і Бізнес


Особенности госрегистрации права собственности на религиозное сооружение


.

26.02.2024 12:36
1705

Руководитель Офиса противодействия рейдерству Виктор Дубовик по материалам рассмотренной жалобы рассказал об особенностях государственной регистрации права собственности на религиозное сооружение, которое признано памятником местного значения.


Об этом сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на Минюст.

В Министерство юстиции поступила жалоба от религиозной организации «Религиозная община прихода в честь Апостолов Петра и Павла Черновицкой епархии украинской православной церкви города Сокиряны Черновицкой области» на незаконные регистрационные действия в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц- предпринимателей и общественных формирований и решение относительно церкви 1880 года  - памятника местного значения. По результатам рассмотрения Минюст удовлетворил жалобу, аннулировал незаконные регистрационные действия и решения и временно блокировал нотариусам доступ к Единому государственному реестру.

«Следует учитывать, что объекты культурного наследия являются общественным достоянием и нуждаются в особой охране. Сохранение объектов культурного наследия представляет всеобщий общественный интерес, имеет основополагающее значение для общества. Этот интерес обуславливает необходимость принятия государством действий, направленных на обеспечение контроля над таким сохранением (абзац второй статьи 1 Первого протокола Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года)», - отметил В.Дубовик.

Статья 1 закона "Об охране культурного наследия" определяет ряд понятий, среди которых:

- культурное наследие – это совокупность унаследованных человечеством от предыдущих поколений объектов культурного наследия;

- памятник – это объект культурного наследия, который занесен в Государственный реестр недвижимых памятников Украины;

- недвижимый объект культурного наследия определенный – это объект культурного наследия, который не может быть перенесен на другое место без потери его ценности с археологической, эстетической, этнологической, исторической, архитектурной, художественной, научной или художественной точки зрения и сохранения своей подлинности;

- охрана культурного наследия – это система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, градостроительных, информационных и других мероприятий по учету (обнаружение, научное изучение, классификация, государственная регистрация), предотвращение разрушения или причинения вреда, обеспечение защиты, сохранение, содержание, соответствующего использования, консервации, реставрации, ремонта, реабилитации, приспособления и музеефикации объектов культурного наследия;

- предмет охраны объекта культурного наследия – это характерное свойство объекта культурного наследия, составляющее его историко-культурную ценность, на основании которой этот объект признается памятником.

Следовательно, недвижимые объекты культурного наследия, в отличие от другого недвижимого имущества, имеют особую правовую природу. Такие объекты обладают определенными характерными свойствами, учитывая, что они имеют ценность не только как недвижимое имущество («материальную» ценность), а приобретают историко-культурную ценность («нематериальную», идеологическую ценность). Такая нематериальная ценность культурного наследия не появляется сразу после построения недвижимого имущества. Она формируется десятилетиями и веками, поскольку общество может только унаследовать ее от предыдущих поколений (п.п. 117-118 постановления Большой Палаты Верховного Суда от 12.09.2023 по делу №910/8413/21).

Кроме того, часть первая статьи 18 закона «Об охране культурного наследия» предусматривает императивное предписание – объекты культурного наследия, являющиеся памятниками (за исключением памятников, отчуждение или передача которых ограничивается законодательными актами Украины), могут быть отчуждены, а также переданы владельцем или уполномоченным им органом во владение, пользование или управление другому юридическому или физическому лицу при наличии согласования соответствующего органа охраны культурного наследия.

«Такое согласование отсутствовало. Учитывая указанные обстоятельства, обжалуемые регистрационные действия и решения были аннулированы», – сообщил В.Дубовик.

В контексте этого кейса руководитель Офиса противодействия рейдерству обратил внимание на важные для проведения государственной регистрации перехода права собственности на объекты культурного наследия правовые выводы, изложенные в п.п. 215-216 постановления Большой Палаты Верховного Суда от 12.09.2023 по делу № 910/8413/21: «Публичный порядок составляют фундаментальные ценности, к которым относится и сохранение объектов культурного наследия Украины как части исторической памяти народа. Незаконное отчуждение объектов культурного наследия нарушает публичный порядок. В соответствии с частями первой и второй статьи 228 ГК сделка считается нарушающей публичный порядок, если она была направлена на нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина, уничтожение, повреждение имущества физического или юридического лица, государства, Автономной Республики Крым, территориальной общины, незаконное завладение им. Сделка, которая нарушает публичный порядок, ничтожна».

Кроме того, с целью предоставления государственным регистраторам информации об актуальной ссылке для проверки соответствующего правового статуса недвижимого имущества Минюстом был направлен запрос в Министерство культуры и информационной политики.

В ответе на этот запрос Минкультуры отметило, что Государственный реестр недвижимых памятников не является одноразовым актом, поэтому постоянно обновляется и предусматривает проведение непрерывной работы, связанной с занесением объектов культурного наследия в Реестр по категории местного и национального значения и внесение изменений в него. Его обновление производится систематически по мере наполнения.

Закон і Бізнес