Закон і Бізнес


Следует четко указать, когда лоббисты будут получать деньги за свою работу — юрист


ЛЮДМИЛА КРОХМАЛЮК, старший юрист практики взаимодействия с государственными органами юридической компании ADER HABER

11.01.2024 11:48
ЛЮДМИЛА КРОХМАЛЮК, старший юрист практики взаимодействия с государственными органами юридической компании ADER HABER
1557

Верховная Рада приняла за основу правительственный законопроект «О добродетельном лоббировании» (№10337). Это означает, что Украина ускорит свою евроинтеграцию, предусматривающую приведение национального законодательства в соответствие с европейскими нормами.


Однако указанные в проекте положения не полностью соответствуют рекомендациям Парламентской ассамблеи Совета Европы, согласно которым лоббирование должно быть определено четко, с разграничением его как профессиональной оплачиваемой деятельности от деятельности организаций гражданского общества.

В проекте закона вопрос получения лоббистами вознаграждения за свой труд в полной мере не регулируется. То есть Правительство не дает четкого ответа, будет ли лоббирование (не адвокация) только оплачиваемым, или может быть также бесплатным. Из анализа норм проекта можно лишь предположить, что лоббирование, осуществляемое в интересах клиентов, будет возмездным, а в собственных интересах лоббиста — бесплатным.

Отсутствие четких норм в законе позволяет его произвольную трактовку.

Лоббирование и адвокация, по сути, занимаются одной и той же деятельностью — поднимают вопросы изменения законодательства и пользуются одинаковыми методами влияния на политические решения. Однако ключевой характеристикой адвокации является отсутствие прибыли. Если таковая опция будет и у лоббистов, то практически исчезают способности их различить.

В таких условиях существует вероятность, что лоббисты, которые будут нести дополнительное бремя обязанностей и риски наложения со стороны НАПК санкций, не будут достаточно заинтересованы в регистрации как лоббисты.

Конечно, если лоббист осуществляет лоббирование в собственных интересах, в этих случаях логична норма по безвозмездности. Но опять же это все должно быть закреплено в законе.

Поэтому для того, чтобы обеспечить принцип правовой определенности и создать прозрачный рынок лоббирования, государство должно четко установить, в каких случаях лоббирование будет оплачиваться. Ведь легально, прозрачно и бесплатно представлять публичные интересы бизнеса вряд ли кто согласится.

Также следует обратить внимание на недостаточно четко обозначенные требования к лоббистам. В частности, отсутствуют требования к наличию соответствующего образования, специальных знаний и навыков в сфере нормопроектирования, владению практическими навыками взаимодействия с разными государственными структурами и опыту работы в государственных органах. Но ведь именно это является ключевым при подготовке качественного законопроекта.

Кроме того, Главное научно-экспертное управление считает, что, учитывая слишком дискреционные полномочия, которыми законопроект наделяет НАПК (мониторинг за соблюдением требований законодательства по вопросам лоббирования; обеспечение ведения Реестра прозрачности; внесение предписаний о нарушении требований законодательства по вопросам лоббирования, других требований и ограничений, предусмотренных законом «О добродетельном лоббировании», и др.), существуют существенные риски служебных злоупотреблений со стороны его уполномоченных лиц.

Безусловно, эти и другие замечания и предложения могут быть учтены при подготовке документа ко второму чтению. По крайней мере, члены профильного Комитета ВР по вопросам правовой политики это отметили.

Поэтому ждем финального проекта закона, который продемонстрирует надлежащую имплементацию международных стандартов, что будет способствовать вступлению страны в Европейский Союз.

Закон і Бізнес