Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписуйтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Процессуальным законом предусмотрен запрет на разглашение сведений досудебного расследования. Однако оснований для ограничения доступа именно к судебным решениям ст.222 УПК не предусмотрено.
Это подчеркнул Кассационный административный суд, признавая противоправным и недействующим решение ВРП «Об утверждении Изменений в Порядок ведения Единого государственного реестра судебных решений». от 20.07.2023 №742/0/15-23, сообщает «Закон и Бизнес».
По этому делу (№990/164/23) спор касался возможности ограничения (отсрочки) обеспечения общего доступа к электронным ресурсам ЕГССР на основании мотивированного постановления следователя, прокурора на срок, указанный в постановлении, которое не может превышать срок досудебного расследования.
Истец считал, что фактически обжалуемым решением ВРП разрешила органам досудебного расследования по собственному усмотрению ограничивать доступ к судебным решениям на срок досудебного расследования. При этом указанные постановления следователей и прокуроров выведены за пределы судебного контроля.
КАС отметил, что возможность ограничения права свободного пользования официальным веб-порталом судебной власти, а следовательно и ЕГРСР, по основаниям, прямо не предусмотренным законом «О доступе к судебным решениям» №3262-IV, допускается, однако такая возможность поставлена в зависимость исключительно от решения самого суда.
Принимая обжалуемое решение ВРП, не дополнила уже определенный п.6 Порядка в предыдущей редакции перечень законов, в соответствии с которыми происходит ограничение доступа к судебным решениям, а определила самостоятельное основание для такого ограничения без ссылки на соответствующий закон, содержащий основания для такого ограничения. КАС констатировал, что самостоятельное определение оснований для ограничения доступа к судебным решениям путем внесения соответствующих изменений в Порядок не соответствует определенным законом полномочиям ВРП.
Кроме того, по содержанию ч.4 ст.4 закона №3262-IV, возможность ограничения доступа к судебным решениям является компетенцией суда. Следовательно, наделение такими полномочиями следователей и прокуроров также не соответствует требованиям закона.
В то же время это не отменяет право следователя или прокурора выносить в пределах полномочий обязательные к исполнению постановления, а у субъектов, которым они адресованы, — обязанность их исполнения.