.
Адвокаты, АБ и АО становятся специально определенными субъектами первичного финансового мониторинга только при сопровождении определенных операций. Следовательно, они должны обеспечить организацию и проведение первичного финмониторинга.
Об этом сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на НААУ.
Соответствующие положения содержит закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения». Детальнее об этой обязанности рассказал заместитель председателя НААУ, РАУ Валентин Гвоздий.
Речь идет об исключительном перечне операций, определенном п. 1 ч. 1 ст. 10 закона:
- купля-продажа недвижимости или управление имуществом при финансировании строительства жилья;
- купля-продажа субъектов хозяйствования и корпоративных прав;
- управление денежными средствами, ценными бумагами или другими активами клиента;
- открытие и/или управление банковским счетом или счетом в ценных бумагах;
- привлечение средств, необходимых для создания юридических лиц и фондов, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание, обеспечение деятельности или управление юридическими лицами, фондами, трастами или другими подобными правовыми образованиями.
Установленные законом процедуры обязывают выявлять подозрительные финансовые операции клиентов и сообщать о них Государственной службе финансового мониторинга. Таким образом, государство предотвращает использование услуг адвоката его клиентами при проведении преступных финансовых операций.
В то же время следует учитывать, что адвокат, бюро и объединение согласно ч. 3 ст. 10 закона не обязаны исполнять обязанности установленные законодательством о финмониторинге в случаях:
- предоставления услуг по защите клиента;
- если лицо имеет статус адвоката, однако работает по трудовому договору на предприятии, учреждении, организации на должности юрисконсульта (кроме ситуации, когда лицо заключает договор о предоставлении правовой помощи со своим работодателем в качестве адвоката);
- представительства интересов клиента в судебных органах и по делам досудебного урегулирования споров;
- предоставления консультаций по защите и представительству клиента.
При выполнении обязанностей субъекта первичного финмониторинга адвокат должен применять риск-ориентированный подход, учитывая при этом обновленные Критерии рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения, утвержденные Приказом Минфина от 28.12.2022.
При оценке рисков адвокатам следует анализировать следующие критерии:
- по типу клиента;
- связаные с географическим расположением государства проживания (нахождения, регистрации) клиента или учреждения, через которое он осуществляет передачу (получение) активов;
- по типу (виду) услуги (продукта) и по способу (каналу) предоставления или получения услуги (продукта).
Адвокатскому бюро или объединению в соответствии с требованиями ст. 9 закона следует назначить ответственного работника и разработать внутренние документы по вопросам финмониторинга — Правила и Программу, где подробно урегулировать порядок выполнения обязанностей согласно законодательству о финмониторинге. Если адвокат осуществляет адвокатскую деятельность индивидуально, эти требования закона его не касаются.
Государственное регулирование в этой сфере и надзор деятельности адвокатских бюро, адвокатских объединений и адвокатов осуществляется Министерством юстиции Украины. 16 июня 2023 года Кабмином был утвержден Порядок осуществления надзора в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения за деятельностью субъектов первичного финансового мониторинга, государственное регулирование и контроль над деятельностью которых осуществляют Министерство финансов, Министерство юстиции, Министерство цифровой трансформации (постановление №662).
В соответствии с этим Порядком и другим законодательством о финмониторинге адвокаты, бюро и объединения обязаны своевременно и в полном объеме подавать (оформлять, удостоверять) в порядке, установленном Минюстом, по запросу Минюста достоверную информацию и/или документы (выводы, решения и т.п.), копии документов или выписки из документов, касающиеся выполнения адвокатами, АБ и АО требований законодательства в сфере финмониторинга и необходимые Минюсту для осуществления им надзора.
Также нужно иметь в виду, что 17 июня 2022 Минюст издало приказ №2522/5 «Некоторые вопросы формирования административной отчетности Министерством юстиции Украины как субъектом государственного финансового мониторинга в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем , финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», которым была утверждена форма отчетности №1-финмон (годовая) и Инструкция по заполнению и представлению этой формы отчетности.
Подробные рекомендации по заполнению и представлению этой формы отчетности №1-финмон адвокатами, бюро и объединениями, являющимися субъектами первичного финансового мониторинга, содержит информационное письмо, утвержденное Радой адвокатов Украины во время заседания 15 декабря 2023 года.