Закон і Бізнес


Следственные действия, уведомление сторон и ухудшение положения - обзор КУС


Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписуйтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.

20.09.2023 11:43
2485

Ситуационное моделирование не является следственным действием, а выступает как форма познавательной деятельности и метод познания, а построенная модель является своеобразным накопителем информации о событии.


На это обратил внимание Кассационный уголовный суд, отменяя определение апелляционного суда по делу №706/1113/20, сообщает «Закон и Бизнес».

Местный суд признал невиновным и оправдал лицо по ч.2 ст.286 УК в связи с недоказанностью совершения им этого правонарушения. Суд, в частности, признал недопустимым заключение комиссионной судебно-медицинской экспертизы, поскольку экспертами был проведен следственный эксперимент, нарушивший право обвиняемого на защиту.

Согласно материалам дела, эксперты дали показания, что в ходе проведения экспертизы они провели ситуационное моделирование с участием статистов и такого же автомобиля, за рулем которого находился обвиняемый. При этом комиссия исходила из данных, предоставленных следователем, а по результатам экспертизы были даны ответы только на те вопросы, которые поставлены следователем.

КУС не согласился с позицией местного суда, отметив, что в ходе ситуационного моделирования комиссия экспертов исходила из данных, которые предоставил следователь, в частности о количестве лиц в автомобиле, о телесных повреждениях, полученных участниками ДТП. И именно из этих данных были сделаны выводы о том, что потерпевший находился в автомобиле на месте пассажира переднего сиденья, а обвиняемый на месте водителя. Поэтому, каких-либо данных о том, что в ходе проведения комиссионной судебно-медицинской экспертизы был проведен следственный эксперимент и каким-то образом нарушено право обвиняемого на защиту, по мнению КУС, дела не содержат.

Также в обзоре практики КУС за август 2023 содержатся и другие выводы и правовые позиции. В частности, отмечено, что само по себе желание осужденного участвовать в военных действиях по обороне Украины во время действия военного положения без документального подтверждения его зачисления в ряды Вооруженных Сил Украины или других военных формирований не является основанием для освобождения осужденного от отбывания наказания с испытанием.

В другом деле КУС напомнил, что обыск лица не является отдельным следственным действием, а проводится при его задержании или обыске жилья. Если на момент проведения осмотра места происшествия лицо задержано уполномоченным должностным лицом, то следователь перед тем, как провести осмотр места происшествия, должен составить протокол задержания.

Относительно надлежащего уведомления сторон, констатировано, что для этого недостаточно наличия в материалах производства уведомления о назначении апелляционного разбирательства, на обороте которого имеется запись от имени секретаря судебного заседания о уведомлении участников по электронной почте, а также подпись этого лица, если отсутствуют сведения о дате, времени отправки сообщения, адресах электронной почты участников, на которые он направлен, а также подтверждение факта направления такого уведомления.

Также подчеркивается, что суд кассационной инстанции не может отменить судебное решение, обжалованное осужденным, если при новом рассмотрении производства это может повлечь ухудшение его положения.

Закон і Бізнес