Чтобы органы следствия закрыли уголовное производство в отношении умершего на ВТО лица, одного «оккупационного» свидетельства недостаточно.
Получив свидетельство о собственной гибели на временно оккупированных территориях Украины, лицо может уклониться от уголовной ответственности. Поэтому таким документам не следует до конца верить.
Чтобы этого не произошло, правительство внесло проект «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины…» (№9673), сообщает «Закон и Бизнес».
Этим документом определяются особенности уголовного производства, если государственная регистрация смерти произведена в соответствии со ст.171 закона «О государственной регистрации актов гражданского состояния». Речь идет о регистрации, осуществленной на основании документов, выданных оккупационной администрацией РФ, подтверждающих факт смерти человека на временно оккупированных территориях.
Так, изменениями в ст.280 УПК будет определяться, что досудебное расследование в отношении такого подозреваемого может быть остановлено. Однако, согласно правкам к ст.282 УПК, оно будет возобновлено в случае аннулирования актовой записи о смерти подозреваемого.
Закрыть уголовное производство можно будет только после подтверждения факта смерти по результатам экспертизы или на основании других доказательств, полученных в порядке, предусмотренном УПК. Правда, в случае истечения сроков давности привлечения к уголовной ответственности такого лица, если по объективным причинам невозможно подтвердить факт его смерти, решение о закрытии производства будет приниматься судом без согласия подозреваемого (обвиняемого).
Следовательно, до тех пор, как органы следствия убедятся в смерти лица, подозреваемого, скажем, в коллаборантстве, будут действовать и все меры обеспечения уголовного производства, включая арест его имущества.
Аналогичные изменения предусмотрены законом «Об оперативно-розыскной деятельности»: оперативно-розыскное дело в отношении таких лиц не будет закрываться пока факт смерти не будет подтвержден иными, чем документы оккупационных властей доказательствами.