.
Учитывая международный опыт правового регулирования защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций, в национальном законодательстве следует пересмотреть понятие пострадавших в сторону расширения содержательного наполнения.
Об этом сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на НААУ.
Комитет Национальной ассоциации адвокатов Украины по вопросам земельного, аграрного права и права окружающей среды подготовил замечания и предложения к проекту закона от 05.05.2023 №9274 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об уточнении полномочий субъектов обеспечения гражданской защиты, усовершенствовании законодательства по вопросам защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, организации и эвакуации населения, обеспечения охраны жизни и здоровья граждан». Проект в июле был принят за основу и сейчас готовится профильным комитетом ВР ко второму чтению.
В части изменений, предложенных Кодексом гражданской защиты населения, авторы законодательной инициативы указывают на необходимость применения понятийного аппарата Сендайской рамочной программы.
В НААУ отмечают, что в проекте это реализовано не в полной мере. Так, согласно действующей редакции ст.2 кодекса, пострадавшими считаются лица, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации. В проекте содержание несколько расширяется: «лицо, которому причинен физический и (или) материальный ущерб, вследствие чрезвычайной ситуации».
Впрочем, согласно программе, фокус значительно шире. Пострадавшими считаются лица, перенесшие травму, болезнь или другие последствия для здоровья, лица, которые были эвакуированы, перемещены, переселены или получили прямое повреждение средств к существованию, экономических, физических, социальных, культурных и экологических ценностей. То есть пострадавшие все те, на которых прямо или косвенно влияет опасное событие. Так, пропавшие без вести или погибшие люди могут считаться непосредственно пострадавшими.
Более того, также существует понятие «косвенно пострадавшие». Это лица, которые со временем подверглись последствиям (кроме прямых последствий или в дополнение к ним) из-за нарушений или изменений в экономическом состоянии, критической инфраструктуры, базовых услуг, торговли или работе, а также подверглись любым социальным, медицинским и психологическим последствиям.
Важно учесть, что пострадавшие могут ощущать краткосрочные или долгосрочные последствия для своей жизни, средств к существованию или здоровью, а также ощущать изменение своих экономических, физических, социальных, культурных и экологических ценностей.
Следовательно, делают вывод в НААУ, учитывая объем последствий, определяющих личность пострадавшего, Сендайская рамочная программа по своей сути и содержанию больше соответствует конституционному положению о обеспечении безопасной для жизни и здоровья окружающей среды.
Поэтому, считают адвокаты, п.35 ч.2 ст.2 Кодекса гражданской защиты населения уместно было бы изложить в редакции:
«35) пострадавший в результате чрезвычайной ситуации - лицо, перенесшее травму, болезнь или другие последствия для здоровья, а также лицо, которое было эвакуировано, перемещено, переселено или получило прямое повреждение средств к существованию, получило экономические, физические, социальные, культурные и экологических потерь, а также лицо, которое со временем испытало последствия (кроме прямых последствий или в дополнение к ним) из-за нарушений или изменений в экономическом состоянии, критической инфраструктуры, базовых услуг, торговли или работе, а также испытавших любые социальные, медицинские и психологических последствий чрезвычайной ситуации».
Эти и другие замечания и предложения к проекту закона № 9274 направлены главе Комитета ВР по вопросам экологической политики и природопользования Олегу Бондаренко.