Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписуйтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Кредитор, желающий удовлетворить свои требования, должен получить от поручителей умершего и/или ипотекодателей согласие обеспечивать выполнение обязательства новым должником (наследником).
На это обратила внимание Большая палата ВС в постановлении от 04.07.2023 по делу №570/3891/14, информирует «Закон и Бизнес».
Спор касался взыскания с заемщика почти 10,5 млн. грн. задолженности по кредитному договору перед ПАО «Златобанк», а также обращение взыскания на предмет ипотеки путем его продажи на публичных торгах.
Общество как один из поручителей обратилось со встречным иском о признании ипотеки по ипотечному договору прекращенной, обосновывая тем, что после смерти заемщика новым должником по кредитному договору является его малолетняя наследница, однако ипотекодатель не согласился отвечать за нового должника.
БП ВС указала на постоянную судебную практику, согласно которой в случае смерти заемщика по кредитному договору при наличии наследников происходит замена должника в основном обязательстве, несущем ответственность в пределах стоимости наследуемого имущества.
В то же время подчеркивается, что обязательства по договору поручительства неразрывно связаны с личностью должника (ст.523 ГК). Поэтому в случае смерти должника кредитор, желающий удовлетворить свои требования, должен получить от поручителей умершего и/или ипотекодателей согласие обеспечивать выполнение обязательства новым должником (наследником).
В случае получения такого согласия правоотношение поручительства/ ипотеки по своему содержанию и природе продолжают существовать по основным своим характеристикам.
В случае же недостижения согласия и неполучения кредитором согласия поручителя и/или ипотекодателя обеспечивать исполнение обязательства новым должником (наследником), поручительство и/или ипотека признаются прекращенными.