.
Правительство отнесло адвокатов системы БПП в список лиц, имеющих право передвигаться во время комендантского часа. Однако те, кто оказывает правовую помощь по договору, лишены возможности делать это во время комендантского часа.
Об этом сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на НААУ.
Пути решения этой проблемы обсудили в Национальной ассоциации адвокатов Украины во время совместного заседания комитетов по защите прав адвокатов и гарантий адвокатской деятельности, по вопросам защиты прав человека, по вопросам адвокатской практики, по вопросам уголовного права и процесса, по вопросам административного права и процесса, по вопросам военного права, по безвозмездной правовой помощи.
С 27 июня адвокатам, назначенным региональными центрами по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи, разрешили пребывание на улицах и в других общественных местах, где введен комендантский час, без пропусков.
Соответствующие изменения были внесены в Порядок осуществления мероприятий при введении комендантского часа и установлении специального режима светомаскировки в отдельных местностях, где введено военное положение (постановление Кабмина от 08.07.2020 № 573). Речь идет об обеспечении оказания безвозмездной вторичной правовой помощи задержанным в порядке, установленном Уголовным процессуальным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях, лицам, время прибытия которых приходится на определенный период суток.
Согласно установленному порядку, в случае остановки при выезде к задержанному лицу адвокат, назначенный региональным центром по оказанию безвозмездной вторичной правовой помощи, должен предъявить вместе с документом, удостоверяющим личность, также свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью или удостоверение адвоката Украины и сканированную копию поручения регионального центра по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи для предоставления бесплатной вторичной правовой помощи.
«Передвижение адвоката во время комендантского часа преследует цель предоставления правовой помощи. Любая другая цель исключается, – подчеркнула председатель комитета по вопросам БПД Оксана Каденко. – Полномочия адвоката, оказывающего безвозмездную вторичную правовую помощь задержанному лицу, подтверждаются документами, выдаваемыми в рамках отлаженного механизма взаимодействия государственных органов. Но как и чем подтверждать полномочия адвоката по договору о предоставлении правовой помощи именно во время комендантского часа? Он часто не может даже подтвердить сам факт задержания, потому что ему известно об этом по словам клиента. Более того, сам договор о предоставлении правовой помощи в основном заключается на месте задержания. Чтобы обеспечить безопасность передвижения адвоката на период военного положения, мы должны предложить перечень документов, которые предъявляет адвокат в подтверждение своего права нарушать условия комендантского часа, которые бы достоверно и однозначно подтверждали цель такого передвижения».
Заместитель председателя комитета по защите прав человека Сергей Старенький обратил внимание на то, что нормы Порядка, утвержденного постановлением Кабмина № 573, сформированы таким образом, что право передвигаться во время комендантского часа имеют адвокаты, сферой деятельности которых являются уголовные производства. «А это можно четко проследить внесением сведений в ЕРАУ, где есть отражающая графа, в каких категориях производств задействован адвокат, - отметил он. - То есть если адвокат специализируется по уголовным делам и эти сведения внесены в ЕРАУ, то это может быть основанием для его пребывания в комендантский час вне своего жилья или рабочего места». Другим аспектом регулирования, по мнению С.Старенького, должно стать последствия нарушения адвокатом режима комендантского часа. Этот вопрос, по его мнению, нуждается в отдельной проработке.
«Другого механизма кроме выдачи адвокатам пропусков на передвижение в комендантский час не может быть, - убежден член комитета по вопросам административного права и процесса Евгений Черналовский. – Поэтому нам нужно разработать механизм обращения советов адвокатов регионов в НААУ и военные администрации для выдачи пропусков адвокатам, которые практикуют именно по уголовным и административным делам». Для этого, по мнению Е.Черналовского, в постановлении Кабмина следует закрепить как соответствующее право советов адвокатов регионов обращаться, так и обязанность военных администраций выдавать пропуска.
Но глава комитета по вопросам уголовного права и процесса Анжелика Моисеева считает, что специальные пропуска на передвижение в комендантский час адвокатам должны выдавать НААУ, а не местные власти. «Процесуально, в случае необходимости, возникшей в связи со спецификой работы адвоката, такой адвокат мог бы обращаться в НААУ с заявлением о получении пропуска. В ней он отмечает, что будет использовать пропуск исключительно в интересах клиента, – отметила она. - Кроме того, в постановлении Кабмина должно указываться, что адвокат несет дисциплинарную ответственность за ненадлежащее использование пропуска, чтобы избежать злоупотреблений».
Во время действия военного положения пропуска на передвижение в комендантский час представляются именно военными администрациями. НААУ может делать запросы, но только военная администрация принимает решение выдавать спецпропуск или нет. Такое мнение высказал председатель Комитета по вопросам адвокатской практики Богдан Кушнир. «Исправлять несправедливость между адвокатами в части передвижения в комендантский час нужно путем внесения адвокатов в список представителей критической инфраструктуры. После этого на местах решать, по каким критериям выдавать пропуск или одноразовые разрешения на нарушение комендантского часа», - предложил Б.Кушнир.
«Законодавство України передбачає два документи, що підтверджують повноваження адвоката. Це договір про надання правової допомоги та ордер, - нагадав голова Комітету НААУ з питань захисту прав адвокатів та гарантій адвокатської діяльності Володимир Клочков, який головував на засіданні. – У зв’язку із цим нам необхідно шукати вирішення проблеми щодо можливості пересування адвокатів у комендантську годину саме у змінах до цих документів. Використання інших шляхів досягнення бажаного результату може призвести до зловживання даним правом».
Председатель комитета по военному праву Мария Островская считает, что изменениями в постановление №573 Кабмин сделал провокационный шаг и фактически разделил адвокатов на важных и не важных. «Не стоит применять сложные механизмы, предусматривающие реестры, пропуски и т.д., – говорит она. – Необходимо отражать полномочия адвоката на передвижение в комендантскую именно в ордере. Для этого следует внести изменения в Порядок осуществления мероприятий при введении комендантского часа и в Положение об ордере на оказание юридической (правовой) помощи. Полномочия адвоката на передвижение в комендантский час должны подтверждаться именно ордером, где должна быть соответствующая дополнительная графа».
По итогам обсуждения проблемы были выработаны предложения, направленные главе НААУ, РАУ Лидии Изовитовой для внесения этого вопроса в повестку дня ближайшего заседания Совета адвокатов Украины.