Чтобы не пропустить новости адвокатуры, подписывайтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Профильный закон прямо запрещает проведение осмотра, разглашения, истребования или изъятия документов, связанных с осуществлением адвокатской деятельности. Как это работает на практике?
Об этом сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на НААУ.
В НААУ напоминают, что по правилу ст.23 закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» при проведении обыска или осмотра жилья, другого владения адвоката, помещений, где он осуществляет адвокатскую деятельность, временного доступа к вещам и документам адвоката должен присутствовать представитель совета адвокатов региона. Для этого о времени и месте проведения процессуального действия заблаговременно уведомляются органы адвокатского самоуправления.
Алгоритм защиты адвокатской тайны, в частности во время обыска, определен Порядком действий по обеспечению гарантий адвокатской деятельности, защиты профессиональных и социальных прав адвокатов, утвержденным решением РАУ от 27.07.2013 №183.
Уполномоченный член совета адвокатов или комитета НААУ перед началом следственного действия проверяет соответствие содержания определения о проведении обыска требованиям УПК и профильного закона. В случае не указания перечня вещей, документов, которые планируется изъять, должностное лицо сообщается об отсутствии правовых оснований для проведения обыска.
Для сохранения адвокатской тайны представитель совета адвокатов или комитета НААУ имеет право:
- уточнить у адвоката или уполномоченного лица адвокатского объединения о наличии вещей, документов, которые планируется выявить в соответствии с определением следователя судьи;
- выяснить, содержат ли эти вещи и документы адвокатскую тайну. Отнесены ли они к вещам и документам, доступ к которым запрещен в соответствии со ст. 161 УПК (переписка или другие формы обмена информацией между защитником и его клиентом, включая объекты, добавленные к такой переписке);
- в случае выявления адвокатской тайны предложить должностному лицу предоставить адвокату возможность получить от клиента согласие на снятие статуса адвокатской тайны и передачу соответствующих носителей информации, лицу, проводящему следственное действие;
- в случае отсутствия согласия клиента – указать в протоколе следственного действия о нарушении требований статей 22, 23 закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности».
По итогам мероприятия представитель совета или комитета НААУ должен ознакомиться с протоколом проведения процессуального действия и внести в него свои замечания по их наличию. О выявленных нарушениях профессиональных прав и гарантий адвокатской деятельности сообщается руководство совета или комитета для дальнейшего реагирования.