Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписуйтесь на Телеграмм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Свидетельство о приобретении имущества с публичных торгов (аукционов) не является правоустанавливающим документом, а лишь подтверждает совершение сторонами действий, направленных на его передачу покупателю.
Об этом заявила Большая палата Верховного Суда, пересматривая решение по делу №200/606/18, информирует «Закон и Бизнес».
Истец просил признать недействительным свидетельство о приобретении земельного участка с несостоявшихся публичных торгов, выданное частным нотариусом, а также признать за ним право собственности на этот участок.
Суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, в иске отказал.
В свою очередь, БП ВС отметила, что согласно ч.4 ст.334 Гражданского кодекса права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают со дня такой регистрации в соответствии с законом. Согласно п.4 ч.1 ст.27 закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» государственная регистрация проводится, в частности, на основании выданного нотариусом свидетельства о приобретении имущества с публичных торгов (аукционов) и свидетельства о приобретении имущества с публичных торгов (аукционов), если публичные торги (аукционы) не состоялись или их дубликатов.
Следовательно, такое свидетельство не является правоустанавливающими документами, а лишь подтверждают совершение сторонами действий, направленных на передачу недвижимого имущества во владение покупателю.
В то же время БП ВС отметила, что по общему правилу если право собственности на спорное недвижимое имущество зарегистрировано за другим лицом, то надлежащему способу защиты права отвечает требование о истребовании от (взыскания с) этого лица недвижимого имущества.
Удовлетворение виндикационного иска, то есть решение суда о истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения, является основанием для внесения соответствующей записи в Государственный реестр прав на недвижимое имущество; такая запись вносится исключительно в случае, если право собственности на недвижимое имущество зарегистрировано именно за ответчиком, а не другим лицом.
Таким образом, ни исковое требование о признании недействительным свидетельства о приобретении земельного участка с публичных торгов, ни исковое требование о признании права собственности на земельный участок не отвечают надлежащему способу защиты по этому делу.
Также в обзоре применения норм закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» (за период с 2018 года по август 2022 года) содержатся и другие правовые выводы Верховного Суда. В частности, относительно:
определение юрисдикции споров, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и их обременений;
способов защиты нарушенного права в спорах, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и их обременений;
государственной регистрации ипотеки;
отдельных аспектов применения закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений».
Материал подготовлен управлением обеспечения работы судебной палаты для рассмотрения дел о земельных отношениях и праве собственности.