Закон і Бізнес


Как правильно квалифицировать домашнее насилие, рассказала судья ВС


Присутствии ребенка при совершении домашнего насилия является отягчающим обстоятельством.

22.09.2022 10:27
8062

Систематичность как признак домашнего насилия можно определить как 3 или более действий, связанных одинаковыми или подобными объектами, совершенные в пределах одной формы вины и направленные на достижение общего результата.


Это отметила судья Кассационного уголовного суда Надежда Стефанив в ходе семинара, посвященного вопросам, касающимся уголовных производств, связанных с домашним насилием, информирует «Закон и Бизнес».

Она обратила внимание на то, что понятие «преступление, связанное с домашним насилием» шире понятия «домашнее насилие», содержащееся в норме ст.1261 УК. Поэтому преступление, связанное с домашним насилием, — это не только уголовное правонарушение, предусмотренное ст.1261 УК. Это также преступления, содержащие квалифицирующий признак «совершения преступления в отношении супругов или бывших супругов или другого лица, с которым виновный находится (находился) в семейных или близких отношениях»; преступление, связанное с отягчающим обстоятельством, предусмотренным в п.61 ч.1 ст.67 УК «совершение преступления в отношении супругов или бывших супругов или другого лица, с которым виновный находится (находился) в семейных или близких отношениях» и п.6 ч. 1 ст.67 УК в части «совершения преступления… в присутствии ребенка».

«Суженное толкование и сведение понятия «преступление, связанное с домашним насилием» исключительно к признакам состава преступления, предусмотренного ст.1261 УК, не позволяет использовать комплекс механизмов для защиты жертв домашнего насилия, в частности применять срочные запретительные предписания, ограничительные предписания, ограничительные мероприятия и тому подобное», — отметила Н.Стефанив.

Судья акцентировала также на квалификации преступлений, связанных с домашним насилием. Так, по ее словам, если домашнее насилие заключается в деянии, совпадающем с признаками другого преступления, но потерпевший — специальный (речь идет о лицах, указанных в ст.3 закона «О предотвращении и противодействии домашнему насилию»), насилие носит систематический характер и максимум санкции за другое преступление ниже или равен санкции, предусмотренной ст.1261 УК, то квалификация осуществляется по ст.1261 УК. Например, если домашнее насилие состоит в систематическом причинении умышленного легкого телесного повреждения (ч.1 ст.125 УК) одному из супругов, то совершенное требует квалификации по ст.1261 УК.

Кроме того, в том случае, когда потерпевший — специальный, но нет признака систематичности, квалификация происходит по соответствующей статье УК, и применяются обстоятельства, отягчающие наказание (п.61 ч.1 ст.67 УК). К примеру, деяния квалифицируются по ч.1 ст.125 УК и признается наличие обстоятельств, предусмотренных п.61 ч.1 ст.67 УК. Если домашнее насилие совершается в отношении специального потерпевшего в присутствии ребенка, то учитывается и п.6 ч.1 ст.67 УК.

В ситуации, когда ст.1261 УК (при наличии признаков деяния, предусмотренного в настоящей статье) не охватываются другие преступления, составляющие содержание насилия и требующие дополнительной квалификации по другим статьям, то, соответственно, квалификация будет происходить по совокупности ст.1261 УК и других статей кодекса, предусматривающих ответственность за эти преступления (например, ст.1261 УК и ч.1 ст.122 УК).

В то же время, обязательным условием признания судом преступления связанным с домашним насилием является отражение указанного в формулировке обвинения (в уведомлении о подозрении, обвинительном акте) с установлением органами досудебного расследования соответствующих фактических обстоятельств (степень родственных отношений или родства между потерпевшим и виновным, характер насилия и т.п.).

Судья напомнила о ст.911 УК «Ограничительные меры, применяемые к лицам, совершившим домашнее насилие», которой кодекс был дополнен законом от 6.12.2017 №2227-VIII.

Из анализа судебной практики можно сделать вывод, что в большинстве своем суды применяют такие ограничительные меры, как:

запрет находиться в месте совместного проживания с лицом, пострадавшим от домашнего насилия;

ограничение общения с ребенком в случае, если домашнее насилие совершено в отношении ребенка или в его присутствии;

направление для прохождения программы для обидчиков или пробационной программы.

В то же время, такой инструмент, как ограничительные меры, применяется не очень часто. Эту ситуацию, по мнению Н.Стефанов, нужно изменять, ведь применение ограничительных мер способствует не столько наказанию личности, сколько предотвращению совершения преступлений, связанных с домашним насилием.

Семинар для работников Национальной полиции «Судебная практика национальных судов в делах о домашнем насилии» организовала Национальная школа судей.

Закон і Бізнес