Закон і Бізнес


Как обжаловать отказ от доли в наследстве, объяснил ВС


Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписуйтесь на Телеграмм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.

30.08.2022 14:22
6256

Незнание закона не включено в список ошибок, которым придается существенное значение. Это по существу отражение римского принципа ignorantia juris nocet (незнание закона вредит).


Об этом говорится в постановлении Кассационного гражданского суда от 22.08.2022 по делу №136/2075/19, сообщает «Закон и Бизнес».

По этому делу лицо обратилось с иском к частному нотариусу о признании отказа от принятия наследства недействительным. После смерти ее мужа открылось наследие, в частности, на жилой дом с хозяйственными постройками. Наследниками первой очереди по закону были она как жена и дочь наследодателя. Поэтому она отказалась от своей доли по наследству в пользу дочери.

Однако в дальнейшем она узнала, что наследодатель составил завещание, которым завещал половину принадлежащего ему жилого дома другому лицу. Поэтому с написанием заявления об отказе от наследства она потеряла право на наследственное имущество, поскольку нотариус его не сообщила о существовании завещания, не установила круг наследников, не разъяснила последствия отказа от наследства как лица, имеющего право на обязательную долю.

Суды первых двух инстанций отказали в иске. В свою очередь, КГС отметил, что законодатель допускает оспаривание на основании ст.229 ГК преимущественно двух- и многосторонних сделок. Однако это не исключает и возможность оспаривания односторонних сделок.

Отказ от принятия наследства может быть признан судом недействительным по основаниям, установленным ст.229 ГК. Поэтому не исключается оспаривание такой односторонней сделки в случае, когда лицо, отказывающееся от принятия наследства, ошибалось в его природе.

Ошибка, которая существенно влияет на формирование воли стороны сделки, должна существовать на момент ее совершения. Схематически влияние обстоятельств, имеющих существенное значение, можно изобразить следующим образом: «нет существенной ошибки — отсутствует совершение сделки».

В то же время, по делу по иску лица, отказавшегося от принятия наследства в пользу наследника по закону, надлежащим ответчиком является наследник, в пользу которого совершен отказ, а не нотариус или нотариальная контора.

Поскольку истец не предоставила доказательств, подтверждающих совершение оспариваемой сделки под влиянием ошибки, КГС согласился, что суды сделали правильный вывод, отказав в удовлетворении иска.

Закон і Бізнес