Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписуйтесь на Телеграмм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Если для устранения полученных повреждений необходимо хирургическое вмешательство (косметическая операция), такие повреждения лица считаются непоправимыми.
Такое толкование понятия «неисправимое уничтожение лица» из ст.121 УК привел Кассационный уголовный суд, согласившись с приговором по делу №487/593/19, сообщает «Закон и Бизнес».
В постановлении от 2.06.2022 отмечено, что под исправностью повреждения следует понимать значительное уменьшение выраженности патологических изменений (рубца, деформации, нарушения мимики и т.п.) со временем или под действием нехирургических средств.
Непоправимая изуродованность лица может быть результатом:
обливание лица кипятком, кислотой или другим веществом;
нанесение глубоких или значительного количества неглубоких шрамов с помощью острых предметов;
обрезание ушей или носа.
Такие повреждения придают лицу устрашающий и отталкивающий вид, и, кроме физического вреда, причиняют потерпевшему значительную психическую травму. Ведь согласно общепринятым представлениям об облике человека «лицо является передней частью головы, которая выражает его внешность и индивидуальность, с помощью мимики (движения мышц лица) отражает внутреннее душевное состояние, настроения и переживания человека».
Впрочем, КУС отметил, что понятие уничтожения не является медицинским, поэтому право оценивать полученное телесное повреждение лица как уничтожение относится к компетенции следователя и суда. В то же время, только судебно-медицинский эксперт определяет, является ли это повреждение исправительным или неисправимым.
Также в обзоре правовых позиций, содержащихся в постановлениях КУС, принятых в июне 2022 года, обращено внимание на следующие вопросы:
нужно ли применять во время квалификации действий медицинского работника по ст.140 УК положения об обратном действии во времени законодательства Украины об уголовной ответственности в случае изменения на момент вынесения приговора протокола оказания медицинской помощи в более благоприятном направлении по сравнению с редакцией этого протокола на момент оказания медицинской помощи пациенту;
образуют ли состав уголовного правонарушения, предусмотренного ст.197 УК, действия руководителя сельхозпредприятия, который по истечении срока договора продолжил использовать земельные участки и платил за них арендную плату, а государство не принимало никаких мер по возвращению этих участков.
Также КУС высказался по поводу аспектов уголовного процессуального права. В частности:
имеют ли доказательное значение сами образцы, полученные для проведения экспертного исследования;
что следует понимать под материалами досудебного расследования, срок ознакомления с которыми определен в ч.5 ст.219 УПК, и принадлежат ли к ним материалы, вещественные доказательства/ их части, документы/ копии с них, которые подаются стороной защиты и приобщаются к обвинительному акту .