Как Евросоюз формирует политику запретов по отношению к РФ
.
Из-за развязанной в Украине войны российские предприятия попали под отраслевые санкции Европейского Союза. Впрочем, многие эксперты сетуют на недостаточность ограничительных мер: охватили далеко не всех, и случаются досадные исключения. Какие правила действуют в ЕС по этому вопросу – попытаемся разобраться.
Хронология обострения
В ЕС начали вводить ограничения в отношениях с Россией еще в 2014 году. Так, 6 марта 2014 г. главы государств и правительств ЕС решительно осудили неспровоцированное нарушение Россией суверенитета и территориальной целостности Украины и призвали Российскую Федерацию немедленно вывести свои вооруженные силы в районы их постоянной дислокации. Они заявили, что любые дальнейшие шаги России по дестабилизации ситуации в Украине приведут к дополнительным последствиям для отношений в широком спектре экономических сфер.
22 июля Совет ЕС призвал Россию активно использовать свое влияние на незаконные вооруженные формирования, чтобы получить доступ к месту сбития рейса MH17 Malaysian Airlines на Донбассе, а также обеспечить сотрудничество по расследованию инцидента. Совет ЕС также призвал Россию остановить растущий поток оружия, техники и боевиков через границу, чтобы добиться быстрых и ощутимых результатов в деэскалации, а также вывести дополнительные войска из приграничной зоны. Учитывая действия России, дестабилизирующие ситуацию в Украине, 31 июля 2014 года Совет ЕС принял ограничительные меры.
30 августа 2014 года Совет вновь осудил увеличение поступлений боевиков и оружия с территории России на восток Украины и агрессию российских вооруженных сил на украинской территории и 8 сентября 2014 года принял очередные ограничительные меры. 4 декабря 2014 года Совет ЕС уточнил некоторые положения.
19 марта 2015 года Европейский совет согласился, что продолжительность ограничительных мер должна быть четко связана с полным исполнением Минских соглашений.
22 июня 2015 г. ограничительные меры были продлены на шесть месяцев, чтобы оценить состояние выполнения Минских соглашений. В конце года стало ясно, что эти соглашения не будут имплементированы, так что ограничительные меры были продлены еще на шесть месяцев.
Принципы отношений
В марте 2016 года Совет ЕС по иностранным делам согласовал пять руководящих принципов отношений между Европейским Союзом и Россией:
1. Выполнение Минских договоренностей как ключевого условия любого существенного изменения позиции ЕС в отношении России.
2. Укрепление отношений с восточными партнерами ЕС и другими соседями, в частности, в Центральной Азии.
3. Усиление стабильности ЕС (в частности, в вопросах энергетической безопасности, противодействия гибридным угрозам и стратегической коммуникации).
4. Необходимость выборочного взаимодействия с Россией по вопросам, представляющим интерес для ЕС.
5. Потребность поддержания контактов между людьми и гражданского общества.
И на основании этих критериев, начиная с 2016 года, Совет ЕС дважды в год продолжал действие ограничительных мер.
Последствия вторжения
22 февраля 2022 года ЕС решительно осудил решение президента Российской Федерации о признании неподконтрольных правительству территорий Донецкой и Луганской областей Украины независимыми субъектами и последующее решение направить туда российские войска. В ЕС оценили это как незаконный акт, еще больше подрывающий суверенитет и независимость Украины и грубое нарушение международного права и международных соглашений. Учитывая ситуацию, 23 февраля Совет ЕС принял дальнейшие секторальные ограничительные меры. Этими мерами был введен запрет на финансирование Росийской Федерации, ее Правительства и Центробанка.
24 февраля президент РФ объявил о начале военной операции в Украине, и российские вооруженные формирования начали наступление на Украину. В ответ ЕС решительно осудил неспровоцированное вторжение в Украину вооруженных сил РФ и причастность Беларуси к этому.
Сразу же Совет принял дальнейшие ограничительные меры, а именно:
- запрет на экспорт товаров двойного назначения, а также тех товаров, которые могут способствовать обороноспособности и безопасности России;
- запрещение государственного финансирования или финансовой помощи для торговли с Россией или инвестиций в нее;
- запрет на экспорт товаров и технологий для использования в нефтепереработке
- ряд запретов в авиационном секторе.
- запреты отдельных финансовых операций с Россией.
В дальнейшем их объем постоянно увеличивался. Уже 28 февраля Совет запретил все операции с Центральным банком России, а также запреты на полет в воздушном пространстве ЕС и ограничение доступа в аэропорты ЕС российским перевозчикам.
1 марта были введены меры, исключившие ключевые российские банки из системы SWIFT (доминирующей в мире системы обмена финансовыми сообщениями), а также блокировали передачу и распространение государственных каналов дезинформации.
9 марта Совет принял меры по экспорту морских навигационных товаров и технологий радиосвязи в Россию, а 15 марта - ввел еще один пакет отраслевых экономических мер, включавших дополнительные финансовые и торговые запреты.
Список регламентов и решений
Эти и другие санкции определяются рядом регламентов и решений ЕС, принятых ранее, но постепенно дополнявшихся с учетом новых обстоятельств. Все они публикуются в Официальном журнале ЕС.
Ключевые санкции ЕС, введенные в ответ на полномасштабную военную агрессию России против Украины, изложены в поправках к следующим актам:
- решение Совета от 31.07.2014 № 2014/512/CFSP относительно ограничительных мер в связи с дестабилизирующими ситуацию в Украине действиями России;
- Регламент Совета (ЕС) от 31.07.2014 № 833/2014 относительно ограничительных мер в связи с дестабилизирующими ситуацию в Украине действиями России;
- решение Совета от 17.03.2014 №2014/145/CFSP относительно ограничительных мер по действиям, которые подрывают или угрожают территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины;
- Регламент Совета (ЕС) от 17.03.2014 № 269/2014 относительно ограничительных мер по действиям, подрывающим или угрожающим территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины;
- решение Совета от 15.10.2012 №2012/642/CFSP от 15 октября 2012 года по ограничительным мерам против Беларуси;
- Регламент Совета (ЕС) от 18.05.2006 № 765/2006 об ограничительных мерах против президента Лукашенко и некоторых должностных лиц Беларуси (в документы по Беларуси вносились изменения ввиду участия страны в российской агрессии против Украины).
Исключения – непубличные
А вот что касается появления исключений из санкций, то здесь не все так прозрачно. Напомним, выстраивая отношение к агрессору, в Европе согласно одному из сформулированных принципов, допускают выборочное взаимодействие с Россией по вопросам, представляющим интерес для ЕС.
«Европа ввела санкции в отношении военно-промышленного комплекса, а также предприятий, связанных с распространением товаров двойного назначения. Впрочем, есть немало отраслей, которые снабжают российский ВПК сырьем или оборудованием и сегодня работают с европейскими контрагентами, – в эксклюзивном комментарии изданию «Закон и Бизнес» рассказал адвокат, заслуженный юрист Украины Владимир Богатырь. – Условно, российское предприятие, отливающее сталь для ракет, прилетающих по украинским городам, сегодня может и не быть под санкциями ЕС. Оно свободно покупает в Европе станки для изготовления продукции, которая спустя какое-то время все равно попадает на военный завод. Конечно, европейские партнеры заинтересованы в рынках сбыта, поэтому такое «выборочное взаимодействие» фактически представляет нам прямую угрозу».
Адвокат обратился в Европейскую комиссию (высший орган исполнительной власти ЕС) с запросом предоставить список тех стран и компаний, которые обращались с просьбой об освобождении от санкций ЕС против России в период с 24 февраля 2022 года. Копию ответа он предоставил редакции нашего издания.
В.Богатырю с сожалением сообщили, что Комиссия не владеет документами, соответствующими описанию, приведенному в обращении.
В качестве объяснения рассказали, что при обсуждении Советом необходимости новых ограничительных мер (санкций) любое государство-член может попросить включить исключение или возможность предоставления исключения в правовые акты, которыми вводятся ограничительные меры. Эти обсуждения в Совете касаются общей внешней политики и политики безопасности ЕС и не публичны.
Учитывая, что решения Совета принимаются единогласно государствами-членами, раскрытие любых документов, показывающих, какое государство-член успешно предлагало что-либо или не смогло получить то, что оно предлагало в ходе этих обсуждений, может подорвать защиту общественных интересов в интернациональных отношениях.
В самой Комиссии, судя по ответу, также нет наименований компаний или персональных данных граждан, обращающихся с просьбой об исключениях.