Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписуйтесь на Телеграмм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
К членам семьи должника относятся его дети (в том числе совершеннолетние), родители и лица, находящиеся на попечении, независимо от того, проживают ли они с ним совместно и связаны ли общим бытом.
Такое толкование ч.5 ст.116 КпПБ навел Кассационный хозяйственный суд в деле №910/6639/20, сообщает «Закон и Бизнес».
Должник обжаловал закрытие производства по делу о его неплатежеспособности на основании ст.90 КпПБ, поскольку он не указал в декларации, в частности, информации о членах семьи, в том числе матери, в собственности которой находится жилой дом, земельные участки и транспортное средство.
Рассматривая жалобу, КХС отметил, что базовое понятие члена семьи Семейный кодекс устанавливает на основании критериев совместного проживания, связанности общим бытом, наличия взаимных прав и обязанностей. В то же время, применение понятия «член семьи» в других областях законодательства может расширять или сужать круг лиц, подпадающих под это понятие, в зависимости от цели правового регулирования, правового института или отдельной правовой нормы.
Включение в КпПБ в круг членов семьи лиц, состоящих в браке с должником (в том числе если брак расторгнут в течение 3 лет до дня подачи декларации), а также их детей, в том числе совершеннолетних, родителей, лиц, состоящих под опекой или попечительством должника, объясняется обычно фидуциарным характером отношений должника с этими лицами (обязанность действовать наилучшим образом в интересах таких лиц). Это может способствовать уклонению от исполнения обязательств перед кредиторами путем перерегистрации имущества (имущественных прав) на этих лиц. К таким злоупотреблениям должник может прибегнуть независимо от того, проживают ли эти лица отдельно от должника, связаны они с ним общим бытом и наличия семейных прав и обязанностей.
КХС пришел к выводу о включении в круг членов семьи должника в ч.5 ст.116 КЗПБ лиц, не являющихся членами семьи в понимании ст.3 СК (не являющихся лицами, совместно проживающими, связанными общим бытом, имеющими взаимные права и обязанности).
Кроме того, в обзоре практики судебной палаты для рассмотрения дел о банкротстве КХС за ІІ полугодие 2021 содержатся и другие правовые выводы. В частности, относительно:
ограничения прав физического лица — предпринимателя, признанного банкротом, на обращение в суд с иском к третьим лицам;
сторон, которые могут сделать заявление о применении исковой давности при рассмотрении денежных требований кредитора в процедуре распоряжения имуществом должника;
последствий истечения 170 дней со дня введения процедуры распоряжения имуществом и невынесения постановления о признании должника банкротом или определения о введении процедуры санации;
оснований для отказа в открытии производства по делу о банкротстве;
рассмотрения дел по иску с имущественными (денежными) требованиями к должнику, которые возникли до открытия производства по делу о банкротстве, согласно предписаниям ст.7 КпПБ;
применения ст.42 КпПБ.