Закон і Бізнес


Может ли местная власть ликвидировать детдом семейного типа — позиция ВС


Кстати, сегодня во всем мире отмечают Международный день защиты детей.

01.06.2022 13:08
3285

Вопрос ликвидации детского дома семейного типа относится к полномочиям органа, его создавшего, и такое решение может приниматься в одностороннем порядке.


Такой вывод апелляционной инстанции поддержал Кассационный административный суд в постановлении от 5.05.2022 по делу №320/6514/18, информирует «Закон и Бизнес».

В нем обжаловалось распоряжение райгосадминистрации о прекращении функционирования детского дома семейного типа. Исковые требования обоснованы тем, что этот вопрос должен решаться по согласию сторон, а в случае недостижения согласия — по решению суда.

Суд, проанализировав Положение о детском доме семейного типа, утвержденное постановлением КМУ от 26.04.2002 №564, пришел к выводу, что в нем отождествлены понятия «ликвидация» и «прекращение функционирования» ДБСТ. Значит, вопрос ликвидации детдома относится к полномочиям органа, его создавшего.

Суды предыдущих инстанций выяснили, что до принятия распоряжения РГА из состава ДБСТ были выведены трое детей по их обращению в связи с нежеланием находиться в детском доме, установлено невыполнение родителями — воспитателями требований к безопасности места жительства детей. Следовательно, у РГА были правовые основания для принятия решения о прекращении функционирования ДБСТ и что такое решение обусловлено необходимостью защиты прав находящихся в нем детей.

Относительно доводов о неправомерности одностороннего расторжения соглашения об организации деятельности ДБСТ, коллегия судей КАС отметила следующее.

Заключая это соглашение, ответчик действовал на выполнение своих полномочий как органа опеки и попечительства, предусмотренных ст.22 Закона «О местных государственных администрациях», стст. 6 и 11 Закона «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки». Их содержание охватывает права и обязанности сторон, вытекающие из властных управленческих функций ответчика.

Следовательно, они являются административными договорами, в которых взаимные права и обязанности определяются не на основании договоренности между сторонами, а на основании, прежде всего, закона. Соответственно, расторжение такого договора осуществляется при наличии оснований, определенных законом, и оснований, определенных договором, не противоречащим закону. В то же время, положения Гражданского кодекса, в частности о неправомерности одностороннего расторжения соглашения, на эти правоотношения не распространяются.

Закон і Бізнес