Закон і Бізнес


Что должен сделать прокурор прежде, чем судиться в интересах государства, пояснил ВС


.

06.05.2022 12:15
2464

Расширенное толкование оснований для представительства прокурором интересов государства не будет соответствовать принципу состязательности. Поэтому, прежде чем подавать исковое заявление, прокурор должен кое-что сделать.


Расширенное толкование оснований для представительства прокурором интересов государства не будет соответствовать принципу состязательности. Поэтому, прежде чем подавать исковое заявление, прокурор должен кое-что сделать.

В деле № 815/1484/18 спор возник из-за обжалования прокурором действий управления градостроительства и архитектуры. Последнее выдало гражданину паспорт на строительство индивидуального дачного дома и навеса на земельных участках с целевым назначением – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений. Прокурор просил этот паспорт отменить, сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на пресс-службу ВС.

Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении иска отказали. Но прокурор обжаловал эти решения в кассационной инстанции.

В свою очередь, Кассационный административный суд обратил внимание, что защищать интересы государства должны, прежде всего, соответствующие субъекты властных полномочий. Чтобы интересы государства не остались незащищенными, прокурор выполняет субсидиарную роль, заменяет в судебном производстве соответствующего субъекта властных полномочий, который вопреки требованиям закона не защищает эти интересы или делает это ненадлежаще. В каждом таком случае прокурор должен привести (а суд проверить) причины, препятствующие защите интересов государства надлежащим субъектом, что и послужило основанием для обращения прокурора в суд.

Коллегия судей КАС отметила, что функции защиты интересов государства, о которых идет речь в данном исковом заявлении, относятся, прежде всего, к компетенции Департамента ГАСИ. Они осуществляются во исполнение властных управленческих полномочий согласно Закону «О регулировании градостроительной деятельности», Порядком осуществления государственного архитектурно-строительного надзора, утвержденным постановлением КМУ от 19.08.2015 №698, и не обязательно в судебном порядке.

В то же время, право на обращение в суд может быть реализовано прокурором только в случае, если он докажет, что указанный субъект властных полномочий такую защиту не осуществляет или осуществляет его ненадлежащим образом (ст.23 Закона «О прокуратуре» и ст.53 КАС).

В этом деле прокурор обосновал наличие «интересов государства» тем, что соответствующим органом госнадзора никаких мер по отмене (остановке) действия спорных градостроительных условий и ограничений не принято, несмотря на то, что они выданы с грубым нарушением требований градостроительного законодательства и вопреки действующей градостроительной документации. Судами же не установлено, чтобы прокуратура уведомляла государственный орган о выявленных нарушениях градостроительного законодательства.

Поэтому постановлением от 13.04.2022 КАС отменил все решения, поскольку суды предыдущих инстанций ошибочно рассмотрели исковые требования по существу. Ведь у прокурора не было оснований для представительства интересов государства, а значит и права на обращение в суд.

Закон і Бізнес