Закон і Бізнес


Доступ к информации в условиях военного положения: что нужно знать


.

26.04.2022 10:38
19102

В начале войны в Украине из-за угроз национальной безопасности государственные органы существенно ограничили доступ к информации. Некоторые даже перестали давать ответы на запросы о публичной информации, угрожая передавать авторов в СБУ.


Платформа прав человека в рамках совместного проекта с Тренингово-консультационным центром по доступу к информации, подготовила разъяснения по вопросам доступа к информации в условиях военного положения:

Частью второй ст. 2 Закона «О доступе к публичной информации» в Украине провозглашена и действует презумпция открытости информации, а именно: публичная информация открыта, кроме случаев, установленных законом.

Это означает, что по общему правилу вся информация, находящаяся во владении субъектов властных полномочий, открыта, однако в отдельных случаях, определенных законом, доступ к информации может быть ограничен путем ее отнесения к публичной информации с ограниченным доступом.

Следует отметить, что Законом «О правовом режиме военного положения» не предусмотрена прямая возможность устанавливать какие-либо запреты или ограничения по исполнению обязанностей распорядителей по рассмотрению запросов или обнародованию публичной информации.

Таким образом, даже в условиях военного положения распорядители обязаны применять «трехсложный тест» в соответствии с Законом о доступе к публичной информации в случае ограничения запросчику доступа к такой информации.

Прежде всего, распорядителю информации необходимо выяснить, к какой категории информации с ограниченным доступом принадлежит тот или иной документ, который можно отнести (конфиденциальная, служебная, тайная).

В зависимости от конкретных случаев доступ к информации в условиях военного положения целесообразно ограничивать для защиты интересов национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или уголовных правонарушений для здравоохранения населения.

Затем, установив интерес, подлежащий защите, в дальнейшем распорядитель должен объяснить во многом будет существенный вред этим интересам. То есть на втором этапе следует разъяснить какие значительные, отрицательные и, с высокой вероятностью, неотвратимые последствия для защищенного интереса могут быть вызваны предоставлением доступа к запрашиваемой информации.

На третьем этапе трехсложного теста распорядитель обязан выяснить, каким образом существенный вред указанным выше интересам будет превалировать общественный интерес в доступе к той или иной информации.

Общественный интерес можно понимать как достаточно отвлеченное правовое явление, свидетельствующее о будущей пользе, которую получит общество от раскрытия информации.

При этом не следует забывать, что в условиях войны, привычные аргументы в пользу общественного интереса, могут играть гораздо менее существенную роль, по сравнению с мирным временем.

Следовательно, в условиях военного положения, распорядитель информации не лишается обязанности обоснования в ответе на запрос правомерности ограничения в доступе публичной информации. В то же время, такой вывод должен быть мотивирован и отражать реальную причинно-следственную связь между разглашением информации и существенным вредом, который может быть причинен.

Закон і Бізнес