Закон і Бізнес


Земельные отношения подстроят под военное положение


.

19.03.2022 17:00
39531

В условиях военного положения с целью рационального использования в 2022 году земель сельскохозяйственного назначения (для ведения товарного сельскохозяйственного производства и обеспечения продовольственной безопасности) следует упростить приобретение прав пользования землей.


В Верховной Раде зарегистрирован проект Закона №7178 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о создании условий для обеспечения продовольственной безопасности в условиях военного положения», передает "Закон и Бизнес".

Для этого соответствующими положениями дополняются переходные положения Земельного кодекса, законы «Об аренде земли», «О землеустройстве», «О государственном земельном кадастре», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений».

Законопроект предлагает установить следующие положения, действующие во время действия правового режима военного положения в Украине на территориях, на которых введено военное положение:

1. Обеспечение постоянства существующих арендных земельных отношений в 2022 году путем признания возобновленными на один год без волеизъявления сторон соответствующих договоров и без внесения сведений о возобновлении договора в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество договоров аренды, эмфитевзиса, суперфицию, участками по которым закончился после введения военного положения по земельным участкам сельскохозяйственного назначения.

2. Предоставление районным военными администрациями права передавать в аренду для ведения товарного сельскохозяйственного производства сроком до одного года земельные участки сельскохозяйственного назначения государственной, коммунальной собственности, а также оставшихся земельных участков в коллективной собственности коллективного сельскохозяйственного предприятия, сельскохозяйственного кооператива, сельскохозяйственного акционерного общества, нераспределенных и неистребованных земельных участков и земельных долей (паев), при чем размер арендной платы не может превышать 8% нормативной денежной оценки земельных участков, а для определения размера арендной платы будет применяться средняя нормативная денежная оценка единицы площади пашни по области.

3. Установление жестких ограничений относительно целевого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения арендаторами, которым участки будут предоставлены районными военными администрациями, в том числе по изменению состава угодий, передаче участков в субаренду, строительству, изменению целевого назначения земельного участка и т.п.

4. Обеспечение максимально быстрой передачи в пользование районными военными администрациями земельных участков благодаря заключению договоров аренды земли только в электронной форме и осуществление передачи в аренду земельных участков без проведения земельных торгов на определенных законом условиях. Такой годовой договор аренды земли нельзя будет возобновлять, заключать на новый срок и он будет прекращаться с истечением срока, на который он был заключен.

5. В условиях ограниченного функционирования и/или недоступности Государственного земельного кадастра и Государственного реестра прав на недвижимое имущество создаются правовые предпосылки для формирования земельных участков с целью передачи ее в аренду военными администрациями без внесения сведений о них в Государственный земельный кадастр и без присвоения ей кадастрового номера из технической документации по землеустройству относительно инвентаризации земель, что будет приложением к договору аренды земли. Право аренды земельного участка, переданного в аренду военной администрацией, не будет подлежать государственной регистрации. Договоры аренды земли, заключенные военной администрацией, будут регистрироваться этой же администрацией в Книге регистрации договоров аренды, которая ведется в бумажной и электронной форме, а экземпляр договора аренды земли будет передаваться по электронной почте сельскому, поселковому, городскому совету, на территории которого расположен земельный участок, а также центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в области земельных отношений.

6. Создаются правовой механизм для временной передачи военными администрациями в аренду на один год земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в постоянном пользовании государственных и коммунальных предприятий, учреждений, организаций и на которых отсутствуют посевы сельскохозяйственных культур. Такая передача производится по письменному согласованию руководителя соответствующего государственного, коммунального предприятия, учреждения, организации, при чем право постоянного пользования земельными участками не прекращается.

7. Во избежание злоупотреблений на время военного периода запрещаются: безвозмездная передача земель государственной, коммунальной собственности в частную собственность; формирование земельных участков (кроме передаваемых в аренду военными администрациями); земельные торги по правам аренды, эмфитевзиса, суперфицию по земельным участкам государственной, коммунальной собственности сельскохозяйственного назначения. При этом земельные участки государственной, коммунальной собственности сельскохозяйственного назначения, права аренды, эмфитевзиса по которым были выставлены на земельные торги, но победитель в которых не определен, подлежат передаче в аренду военными администрациями.

8. Земельные торги по приобретению права аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной, коммунальной собственности, которые не являются завершенными, будут считаться отмененными. Объявление новых земельных торгов по приобретению права аренды, эмфитевзиса по земельным участкам сельскохозяйственного назначения государственной, коммунальной собственности запрещается.

9. Для предупреждения негативных последствий изменений в обеспечении аграрного сектора экономики трудовыми ресурсами, в частности, в результате мобилизации, внутреннего перемещения граждан Украины и их выезда за границу и т.д. , которые обеспечены необходимыми материально-техническими, финансовыми и трудовыми ресурсами В условиях недоступности Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество предлагается определить, что передача прав землепользования не требует регистрации в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество. Районным военным администрациям предусматривается предоставить полномочия по осуществлению регистрации договоров о передаче прав землепользования путем ведения соответствующих регистрационных книг.

Закон і Бізнес