Закон і Бізнес


Актуальные вопросы относительно е-больничных: разъяснения от 7ААС


05.01.2022 16:44
6364

1 октября 2021 года стартовал заключительный этап перехода на электронные больничные. Поэтому важно знать, как они формируются, когда начисляются выплаты и особенности электронных листков нетрудоспособности.


О важных нюансах, касающихся принципа работы нововведения, рассказали в Седьмом апелляционном административном суде, передает «Закон и Бизнес».

 

Механизм создания е-больничного.

Открытие е-больничного производится автоматически после внесения в систему медицинского заключения врачом, к которому обращается лицо с определенным страховым случаем, сразу указывается дата открытия и предусмотрена дата закрытия больничного или его продление. Если застрахованное лицо поправится раньше «плановой» даты – после обращения к врачу дата окончания меняется.

 

Взаимодействие работника и работодателя.

После открытия е-больничного работник должен сообщить своему работодателю о временной нетрудоспособности. На этом действия работника на исходе. Уведомление об открытии е-больничного поступит работодателю в кабинете страхователя на вебпортале электронных услуг Пенсионного фонда Украины.

 

Важны вопросы относительно е-больничных.

Сформированный е-больничный станет доступным для пересмотра в день его создания, однако основание для предоставления материального обеспечения появится только после изменения статуса больничного с закрытым на готовый к оплате. А это произойдет не раньше, чем через 7 дней после даты закрытия, однако в случае пособия по беременности и родам – через 7 дней после даты открытия.

При этом врач в течение семи дней может вносить изменения и вообще отменить листок нетрудоспособности. Потому спешить не нужно. В системе можно проставлять следующие статусы больничного листа: «закрытый», «готовый к оплате (выданный)», «ложно сформированный», «недействительный», «оплаченный».

 

Начисление выплат работнику.

На назначение выплат работнику у работодателя не более 10 календарных дней со дня окончания периода временной нетрудоспособности, определенного е-больничным.

Застрахованное лицо, длительно болеющее, имеет право на возмещение фондом социального страхования каждого промежуточного е-больничного. Как и в случае бумажных листов, один страховой случай может оформляться несколькими электронными больничными. Они создаются как продолжение первоначального и должны быть оплачены каждый после своей выдачи.

Однако если бумажный больничный может продолжаться врачом единолично до 15 календарных дней, то медицинские выводы для формирования е-больничных врачи могут создавать самостоятельно сроком до 30 календарных дней. Последующее подтверждение временной нетрудоспособности требует осмотра врачебно-консультативной комиссией (ЛКК).

Поэтому если промежуточные е-больничные готовы к уплате, а последний е-больничный только имеет статус закрытый, нужно начислить средства за промежуточные, не дожидаясь последнего. Затем важно также начислить компенсацию за последний е-больничный.

 

Нюансы оформления е-больничных.

Основным показателем продления е-больничного до одного страхового случая является уникальный номер случая нетрудоспособности, который в пределах одного страхового случая должен совпадать.

Если этот уникальный номер разный, то у нас разные страховые случаи, а от этого зависит порядок начисления и оплаты.

Уникальный номер листка нетрудоспособности имеет следующую структуру:

ХХХХХХ – ХХХХХХХХХХ – Х

- номер случая нетрудоспособности (первые шесть символов);

- порядковый номер листка нетрудоспособности (десять цифр);

- номер версии (обозначается цифрой "1" при создании нового листа и при создании листа в качестве продолжения). Номер увеличивается ("2", "3" и далее по порядку) при внесении каждого последующего изменения в листок нетрудоспособности на основании медицинского заключения о временной нетрудоспособности.

Случаются ситуации, когда е-больничный не «появляется» в системе. Такое может случиться, когда допущена ошибка при внесении данных в медицинское заключение. Если застрахованное лицо не идентифицировано Пенсионным фондом Украины, сведения о нем не появятся в электронном кабинете работодателя.

Данные о застрахованном лице в пенсионном фонде сравниваются с данными отчета по ЕСВ. Может быть расхождение в имени или фамилии, или допущены другие технические ошибки, потому что система еще не совершенна и информацию в нее вносят обычные медицинские работники, которые могут ошибиться.

Но работодатель и фонд социального страхования всегда отстаивают права застрахованного лица, уплачивающего страховые взносы, поэтому нужно добиваться внесения изменений со стороны медицинского учреждения, написания писем, подтверждения, например, что такой работник действительно работает, чтобы застрахованное лицо обязательно получило свое материальное обеспечение.

В самых критических случаях, когда не помогли никакие меры по изменению данных в электронном реестре, учреждение здравоохранения должно выдать бумажный листок нетрудоспособности.

Также до 1 февраля 2022 года есть возможность оформить бумажные листки временной нетрудоспособности. Это возможно в следующих случаях:

- если первичный изданный бумажный, поэтому и для продления бумажный (это только до 01.10.2021)

- если истек 7-дневный срок в течение которого можно было внести изменения в медицинское заключение и соответственно в больничный,

- если допущены ошибки врачом при формировании медицинского заключения и в системе не появляется электронный больничный,

- если женщина усыновила новорожденного ребенка.

Закон і Бізнес