Закон і Бізнес


Отчисления чистой прибыли госпредприятий в бюджет: позиция ВС


28.10.2020 13:27
2139

Часть чистой прибыли не является налоговым платежом, в связи с чем у ответчика нет полномочий принимать налоговое уведомление-решение по платежу «часть чистой прибыли (дохода)».


По делу № 640/19757/19 истец сослался на то, что он самостоятельно подал расчет части чистой прибыли в финансовой отчетности за I квартал 2019 г. исходя из 75%, как это было предусмотрено Порядком  по состоянию на день подачи отчетности - 24 апреля 2019 г.

Суд первой инстанции решением, которое суд апелляционной инстанции своим решением оставил без изменений, иск удовлетворил. Принимая эти решения, суды исходили из того, что финансовая отчетность истца за I квартал 2019 было подано в установленный срок, а потому сумма чистой прибыли, подлежащая бюджету в соответствии с законодательством, составляет 1768040 грн, то есть 75%.

Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда оставил без удовлетворения кассационную жалобу Офиса крупных налогоплательщиков ГНС, а решения судов первой и апелляционной инстанций - без изменений с учетом следующего.

Спорным вопросом в правоотношениях, которые сложились между участниками этого дела, является применение предприятием Порядка № 138 (в соответствующей редакции) при определении процента (75% или 90%) части чистой прибыли за I квартал 2019 года, что должна быть перечислена в государственный бюджет.

Верховный Суд пришел к выводу, что, поскольку подлежащая бюджету сумма чистой прибыли была отражена 24 апреля 2019 в расчете части чистой прибыли, представленного ответчиком до 27 апреля 2019 года, когда вступили в силу изменения в Порядок отчисления в государственный бюджет части чистой прибыли (дохода) государственными унитарными предприятиями и их объединениями, внесенные согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 24 апреля 2019 г. № 363, после публикации в правительственном курьере от 27 апреля 2019 г. № 82 (об увеличении норматива отчисления спорного платежа до 90%), истец в соответствии с требованиями законодательства правомерно рассчитал часть чистой прибыли за I квартал 2019 году в размере 75%, которая подлежит уплате в бюджет, на основании бухгалтерского учета и МСФО.

Суд указал, что ответчик вправе определять (в этом случае увеличивать) суммы денежных обязательств только по налогам или сборам, предусмотренных налоговым законодательством.

С учетом нормативных определений понятий «денежное обязательство», «налоговое обязательство» (в редакции НК Украины на время спорных правоотношений) часть чистой прибыли не является налоговым платежом в понимании норм НК Украины. Этот платеж, хотя и является обязательным, но не отнесен ни к общегосударственным налогам и сборам, ни к местным налогам.

Суд отметил, что среди перечня функций, которые закреплены за контролирующими органами ст. 19-1 НК Украины (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), также отсутствует функция, которая определяла обязанность ответчика осуществлять администрирование части чистой прибыли (дохода).

Итак, учитывая приведенное ответчик на момент возникновения спорных правоотношений не имел полномочий увеличивать сумму денежного обязательства по платежу части чистой прибыли и, соответственно, принимать спорный налоговое уведомление-решение.

Закон і Бізнес