Закон і Бізнес


Когда решение ЕСПЧ считается полностью выполненным, разъяснил ВС


25.05.2020 11:59
5828

Решение Европейского суда по правам человека будет выполнено окончательно после уплаты каждому заявителю компенсации и после выполнения решений национальных судов, невыполнение которых послужило основанием для обращения в ЕСПЧ.


Об этом говорится в постановлении Верховного Суда № 820/4832/17, передает "Закон и Бизнес". 

Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда рассмотрел дело, в котором истец просил признать противоправной бездеятельность Министерства юстиции Украины в исполнительных производствах, что привела к невыполнению решения ЕСПЧ по делу «Виталий Иванович Кулик против Украины и 191 другое заявление». Бездействие заключалась в невыполнении решений национальных судов, принятых на его (истца) пользу в 2010-2011 годах.

Суды первой и апелляционной инстанций иск удовлетворили частично. Ответчик обжаловал эти решения в кассационном порядке, сославшись на то, что государственный исполнитель провел все необходимые и предусмотренные законодательством действия по исполнению решения ЕСПЧ, принятого в пользу истца.

Верховный Суд оставил без удовлетворения кассационную жалобу Минюста Украины, указав, что изложенные в ней доводы не опровергают выводов судов предыдущих инстанций.

Спор касается исполнения судебного решения ЕСПЧ от 15 июня 2017 по делу «Виталий Иванович Кулик против Украины и 191 другое заявление», в котором указано, что Правительство Украины как государство-ответчик подало односторонние декларации с целью урегулирования затронутых в этих заявлениях вопросов (по поводу признание продолжительности выполнения решений национальных судов), и предложено ЕСПЧ изъять заявления из списка дел в соответствии со ст. 37 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Правительство обязалось выполнить решения национальных судов, указанных в приложении, которые еще подлежат выполнению, а также уплатить каждому заявителю 1000 евро.

ЕСПЧ принял решение о одобрении условий односторонней декларации, о чем Правительство Украины получило сообщение 24 июля 2017 г.

Выполнение функции органа, ответственного за обеспечение представительства Украины в ЕСПЧ и выполнения его решений, возложена на Министерство юстиции (постановление КМУ от 31 мая 2006 года № 784 «О мерах по реализации Закона Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека»), структурным подразделением которого является Государственная исполнительная служба.

ВС указал на правильность выводов судов предыдущих инстанций, которые отметили, что именно требованиями Закона Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» и положениями Порядка использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для осуществления платежей, связанных с выполнением решений заграничных юрисдикционных органов, принятых по результатам рассмотрения дел против Украины (утвержденного постановлением КМУ от 7 марта 2007 года № 408) предусмотрено, что выплата средств по решению ЕСПЧ в части выполнения решений национального суда и уплаты пени осуществляется по требованиям государственного исполнителя ГИС Украины, а выплата средств во исполнение решения национального суда происходит не за счет ответчика по решению национального суда, а с соответствующей бюджетной программы Государственного бюджета Украины.

В то же время в этом деле государственный исполнитель, совершая исполнительные действия по исполнению решения ЕСПЧ, не учел предписаний указанных выше Закона и Порядка № 408, а также Порядка взаимодействия Государственной исполнительной службы Украины и Секретариата Правительственного уполномоченного по делам Европейского суда по правам человека при обеспечении представительства Украины в Европейском суде по правам человека и выполнения решений Европейского суда по правам человека (утвержденного приказом Минюста Украины 23 сентября 2013 № 1989/5), которые являются специальными в спорных отношениях, и ошибочно руководствовался исключительно положениями Закона Украины «Об исполнительном производстве», Порядком погашения задолженности по решениям суда, выполнение которых гарантируется государством (утвержденным постановлением КМУ от 3 сентября 2014 № 440) и Порядком исполнения решений о взыскании средств государственного и местных бюджетов или должников (утвержденным постановлением КМУ от 3 августа 2011 № 845).

Государственный исполнитель, вопреки требованиям п. 9 Порядка № 1989/5, в месячный срок со дня получения аутентичного перевода решения ЕСПЧ не организовал проверки состояния выполнения решения национального суда, не принял мер по его выполнению, не сообщила Секретариата Правительственного уполномоченного по делам ЕСПЧ о невозможности исполнение решения национального суда. Итак, принятые государственным исполнителем меры не привели в исполнение решения ЕСПЧ в части выполнения решений национальных судов, поскольку средства на основании указанных судебных решений в пользу истца выплачены.

Таким образом, государственный исполнитель не совершил действий, предусмотренных Законом Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека», требованиями Порядка № 408 и Порядка № 1989/5, а ответчик, как орган представительства, не осуществил надлежащим образом координации выполнения решение ЕСПЧ по делу «Виталий Иванович Кулик против Украины и 191 другое заявление» в части выполнения вышеупомянутых решений национальных судов в пользу истца.

Относительно доводов кассационной жалобы ответчика о том, что решение ЕСПЧ является выполненным в связи с тем, что истцу произведена выплата возмещения за этим решением, то коллегия судей Кассационного административного суда отметила, что выполнением Решение является не только выплата взыскателю возмещения, но и принятия дополнительных мер индивидуального характера: а) восстановление настолько, насколько это возможно, предыдущего юридического состояния, которое Взыскатель имел к нарушению Конвенции (restitutio in integrum) б) другие меры, предусмотренные в решении (ст. 1, ч. 2 ст. 10 Закона Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека»).

Выполнением дополнительных мероприятий индивидуального характера на выполнение решений ЕСПЧ является, в том числе, выполнение решений национальных судов, невыполнение которых послужило основанием для обращения в ЕСПЧ (п. 12 Порядка № 1989/5 и подпункт 8 п. 2 Порядка № 408).

 

Закон і Бізнес