Закон і Бізнес


Обновлены критерии обжалования судебных решений в Верховном Суде


15.01.2020 16:28
15754

Определены основания для кассационного обжалования судебных решений. Цель такого шага — уменьшить количество кассаций, которые рассматривает Верховный Суд.


Соответствующий проект закона № 2314 «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины относительно усовершенствования порядка рассмотрения судебных дел» принят Верховной Радой во втором чтении, передает «Закон и Бизнес».

Авторы документа отмечают, что существующая до сих пор процедура допуска к кассационному обжалованию судебных решений не способствует выполнению Верховным Судом своей основной задачи — обеспечение устойчивости и единства судебной практики. В этой связи законопроектом предлагается ввести систему допуска и фильтров для кассационного обжалования, предусмотрев, что такое обжалование может иметь место в исключительных случаях, когда необходимо решить именно вопросы применения нормы материального и / или процессуального права, а не возможность проведения «рассмотрения для рассмотрения» .

С этой целью документом установлены следующие основания для кассационного обжалования:

- если суд апелляционной инстанции в оспариваемом судебном решении применил норму права без учета вывода о применении нормы права в подобных правоотношениях, изложенного в ранее принятом решении Верховного суда, кроме случая наличия постановления Верховного Суда об отступлении от такого заключения;

- если податель жалобы мотивировано обоснует необходимость отступления от заключения относительно применения нормы права в подобных правоотношениях, изложенного в ранее принятом решении Верховного Суда и примененного судом апелляционной инстанции в оспариваемом судебном решении;

= если отсутствует заключение Верховного Суда по вопросу применения нормы права в подобных правоотношениях;

- если судебное решение обжалуется по основаниям, предусмотренным для обязательной отмены судебного решения;

- в случае принятия органом, осуществляющим дисциплинарное производство в отношении судей, решения о применении дисциплинарного взыскания к судьям, которые входили в состав коллегии судей апелляционной инстанции, которая пересматривала дело, в которой судебное решение в которой обжалуется, за дисциплинарный проступок, совершенный в связи с рассмотрением такого дела.

Также законопроектом упрощается порядок рассмотрения отводов судьи в случае подачи такого отвода накануне или в день заседания, тем же судьей, который осуществляет рассмотрение дела (без остановки производства по делу и без передачи дела другому составу суда для рассмотрения соответствующего заявления).

Кроме того, вводится правило, что в случае закрытия производства судом апелляционной или кассационной инстанции в связи с неподсудностью спора, такой суд направляет дело в суд первой инстанции правильной юрисдикции. Указанное положение нивелирует возможность пропуска лицом срока исковой давности из-за ошибочного определения судом юрисдикции такого спора или из-за изменения судебной практики относительно юрисдикции рассмотрения дел.

Также запрещается принятие мер обеспечения иска, которые имеют своим следствием прекращение, отложение или приостановление конкурса, аукциона, торгов, тендера или иных публичных процедур, которые проводятся от имени государственного органа или органа местного самоуправления или с участием назначенного государственным органом субъекта в составе комиссии, которая проводит конкурс, аукцион, торги, тендер или иную публичную процедуру.

Комментарии экспертов по данному законопроекту вы можете прочитать в этой статье.

Закон і Бізнес