Закон і Бізнес


Ушел! Но обещал вернуться

Если очень попросят


Влада і закон, №29 (705) 16.07—22.07.2005
1953


Как известно, число партий в Украине перевалило уже далеко за сотню. Но таких, у которых создана структура парторганизаций по всей стране, можно пересчитать на пальцах. Остальных принято называть карманными или карликовыми. Как показало время, некоторые из партий-«тяжеловесов» (при прежнем режиме), утратив ныне поддержку админресурса, начали «таять» прямо на глазах, другие же, закалившись в оппозиции, и сейчас наращивают свою мощь.


Украинская партия «Єдність», пятый внеочередной съезд которой состоялся 2 июля, стоит как бы особняком — вроде бы и не карманная (как уверяют ее вожди, насчитывает в своих рядах 71 тысячу членов), но и к влиятельным, действительно всеукраинским ее никак не отнесешь. Ведь 41 тысяча партийцев проживает в Киеве, а на всю остальную территорию Украины (это около 45 млн человек) приходится всего лишь 30 тысяч. Ну не было у мэра столицы в других регионах такого админресурса, как в Киеве! Вот, пожалуй, в этом и заключается особенность «Єдності» — она создана на админресурсе местного самоуправления. Александру Омельченко, возглавляя Ассоциацию городов Украины, удалось и себе кое-что урвать от «админресурсного пирога» у Януковича, Медведчука, Тигипко и иже с ними.

Кстати, не покидает сомнение, что и эти 30 тысяч членов «Єдності» ему «нарисовали» коллеги из регионов… В своих выступлениях на съезде некоторые из них очень болезненно отреагировали на слова нового партвожака «Єдності» Владимира Ялового о том, чтобы на местах не рассчитывали только на финансирование из Киева, но и сами собирали взносы и пожертвования. Очевидно, на самом деле вопрос в другом — с кого собирать.

В ситуацию с партстроительством ясность внес лидер Львовской областной организации Роман Пак. Он один только и покритиковал А.Омельченко, который за четыре года существования партии (созданной под выборы-2002) ни разу так и не побывал в низовых звеньях своей организации.

Хоть и пытался В.Яловой на пресс-конференции говорить, мол, злые языки утверждали, что партии уже не существует, а мы есть и даже заявили о своей позиции, но из его ответов на вопросы журналистов легко можно было прийти к выводу: по-прежнему все в партии, как и само ее существование, зависит от воли одного человека — Сан Саныча.

То есть, если захочет он вновь баллотироваться на должность мэра, то будет и партия, и он как ее лидер. О возможности последнего тезиса В.Яловой так и сказал: «Да, сегодня Александр Александрович — в партии «Народный союз «Наша Украина», но скажу вам, что в нашей низовой парторганизации готов к рассмотрению вопрос о том, чтобы Омельченко вернулся…»

— А если Президент не поддержит кандидатуру Омельченко на пост мэра? — спросили коллега по перу у нового партлидера «Єдності».

— Поддержит — не поддержит, а у Омельченко есть хороший шанс, — не без раздражения ответил назойливым журналистам В.Яловой.

О том, что сейчас партия и ее дела у Сан Саныча далеко не на первом месте, свидетельствует и тот факт, что ему первому (среди выступающих как бы по существу) дали слово. Он излил горечь своих ощущений: мол, поливают грязью недруги всякие, а потом встал и ушел. Естественно, в перерыве однопартийцы атаковали В.Ялового: почему так? Неуклюжее оправдание босса вызвало ухмылку у многих. Владимир Борисович голосом, пытавшимся вызвать сочувствие у делегатов, изрек: «У него воспаление легких и температура. Александр Александрович поехал лечиться».

А вот последнюю фразу В.Яловому не стоило произносить. Ибо в вечерних новостях по телеканалам показывали, как Сан Саныч клеймил позором пикетчиков, собравшихся возле мэрии. А еще наш фотокор заснял, как мэр лечится от воспаления легких — «куротерапией» (от слова курить, оказывается). Хотя не будем спорить — возможно, столичному градоначальнику сигареты и не во вред при таком заболевании. Или, может, у него сигареты есть специальные. В свое время рассказывали, что Л.Брежнева лечили от излишнего увлечения алкоголем специально изготовленной водкой.

Не хотелось бы проводить больше никаких параллелей с теми временами. Но они напрашиваются сами — неужели в украинской столице должность градоначальника может быть забронирована пожизненно?

Владислав
КОВАЛЬЧУК
(Имею Право №13)