Закон і Бізнес


Руслан Чернолуцкий

Какие трудности могут возникнуть при переводе работы госсектора на блокчейн


Руслан Чернолуцкий - доктор юридических накук, адвокат

45238

2017 год стал переломным в сознании не только представителей криптосообщества и финтеха, но и ознаменовался трансформацией правовых систем многих стран при переходе некоторых отраслей и деятельности госсектора на блокчейн-платформы.


Потенциально технология блокчейн может быть адаптирована для совершения любых операций, так или иначе связанных с регистрацией, учетом или передачей различных активов (финансовых, материальных и нематериальных). При этом тип блокчейн-сервиса, количество участников, а также их географическое расположение значения не имеют.

В теории и в перспективе с помощью работающих блокчейн-платформ можно будет просто, недорого и безопасно регистрировать юридические лица, права на недвижимое и движимое имущество, интеллектуальную собственность, составлять завещания, осуществлять сбор налогов, выплачивать пенсии, выдавать гражданские паспорта и многое другое. Внедряемая новая архитектура поддерживает множество различных операций – от эскроу-транзакций и гарантийных контрактов до трехстороннего арбитража и многосторонней электронной подписи.

Что же касается имеющихся примеров использования блокчейна в реформировании государственных реестров, то пилотные проекты в этой сфере появились в 2016 году в Швеции, Грузии, Гане, Эстонии, отдельных префектурах Японии, некоторых штатах и муниципалитетах США (Делавэр и Чикаго). Так, в Швеции Национальное земельное управление запустило проект для сделок с недвижимостью на базе блокчейна. Грузинский Минюст заявляет о готовности полного перехода ведомства на блокчейн уже в 2017 году. Однако более системно подошла к этому Эстония, где данная технология успела найти применение даже в сервисе нотариальных услуг и медицине.

В этом списке есть и Украина. Отмечу,что 3 октября 2017 года, в Киеве прошла презентация обновленного Государственного земельного кадастра Украины, который теперь будет работать на технологии блокчейн. Согласно концепции, сочетание прозрачности и защищенности блокчейна делает эту технологию привлекательной для использования в электронных государственных услугах (e-Government). Например, гражданин оплачивает административный штраф или налог, а информация о погашении мгновенно появляется и обновляется у всех участников блокчейн-платформы. Помимо стабильности такая система отличается низкими транзакционными издержками: в итоге нет необходимости содержать большую структуру чиновников, что значительно удешевляет административные расходы, минимизирует и исключает коррупцию. Информация об объектах недвижимости, сделках, регистрации прав собственности, обременениях и состоянии объектов должна будет заноситься в распределенные реестры, доступ к которым можно будет получить и с персональных компьютеров, и через мобильные приложения.

Однако тут стоит напомнить, что еще в прошлом году шведский земельный реестр начал проводить масштабное исследование, целью которого было выяснить потенциал блокчейна для перевода земельного реестра на эту технологию. То есть в Швеции проводят только тестовые испытания и выясняют все плюсы и минусы данной технологии. Шведы думают над тем, чтобы каждый объект регистрации смог получить «блокчейн-паспорт», в котором будут указаны его технические характеристики. В частности, это предполагает упростить и ускорить оценку объекта недвижимости, поскольку сейчас для каждой сделки готовятся заново соответствующие документы. В данной юрисдикции прорабатывают на техническом уровне порталы и базы MLS, где объекты регистрации будут сопровождаться блокчейн-паспортами.

Принимая во внимание такой сложный западный подход, отметим, что в Украине в ускоренном порядке чиновники заявляют о немедленном внедрении данной технологии. Помимо эксперимента земельного кадастра, пилот применения блокчейна уже внедряется в Украине в Систему электронных торгов арестованным имуществом (СЕТАМ).

Несомненно, что технология блокчейн инновационна и перспективна, но в то же время следует выделить и отметить следующие риски и особенности ее внедрения в госсектор, о чем говорят технические специалисты:

Продолжительность

Время добавления транзакции в цепочку сети биткоина составляет от минуты до получаса. В Ethereum транзакция добавляется быстрее, но в любом случае довести время до долей секунды невозможно. Нечего и думать о том, чтобы сделать добавление данных в блокчейн частью OLTP-транзакции (обработка транзакции в реальном времени).

Проблемы нехватки мощности

Вследствие ресурсоемкости процесса узлы блокчейн-сети должны обладать мощностью, достаточной для обеспечения деятельности государства. Следовательно, узлы цифровой экосистемы даже небольшого государства должны размещаться в современных мощных Data-центрах. Вопрос в другом — а сколько надо такой мощности государству?

Технология тяжело масштабируется в рамках системы

Если нужно построить систему, которая будет регистрировать миллиарды записей ежедневно, блокчейн пока не вполне подходит. Помимо указанных выше известных технических неудобных характеристик блокчейна, многие понимают, что задача построения единой цифровой экосистемы в рамках отдельной страны в принципе решаема, однако ответы на ключевые вопросы о типе блокчейна, необходимой степени трансформации законодательной и регуляторной систем остаются весьма открытыми. Думается, что блокчейн – лишь инструмент, который может идеально справляться с задачами в определенной области государственного управления и экономики, но при этом не обеспечивать полного и автоматического решения проблем в других сферах.

Так, использование блокчейна в качестве базовой технологии для e-Government в части функционирования государственных реестров возможно только при выполнении ряда требований и решения некоторых проблем, в том числе правового характера.

Риск ввода данных

Важно понять, что сама по себе информация, занесенная в блокчейн-реестры, не является достоверной. Блокчейн гарантирует неизменность данных, а не их истинность. Поэтому для перехода государственной системы на блокчейн-технологию очень важно разработать юридически выверенный и предельно контролируемый механизм перевода офлайн-данных в госреестры. Эффективная работа прежде всего зависит от точности заполнения реестров граждан, недвижимости, компаний. Дело в том, что ни поддержание целостности данных в ситуации случайных сбоев или атак, ни предотвращение манипуляций с уже внесенными данными не являются основными вызовами для публичных IТ-систем. Настоящим бедствием является практика внесения в реестры заведомо недостоверных данных. Очевидно, что здесь блокчейн-сервис бессилен. Он всего лишь инструмент. Нарушения установленных регламентов должны пресекаться. Если это не выполняется, доверие к системе обрушится вновь. Регуляторное внедрение и доступность блокчейн-платформы должны стимулировать развитие и прозрачность компетенций в стране, что позволит избежать риска technology-lock.

Риск управления доступом

Для обеспечения достоверности данных и полного контроля за их изменением цифровая экосистема e-Government должна исходно, на уровне программного ядра, содержать механизм управления правами доступа к госреестрам и контрактам. Причем существенно, чтобы права доступа приписывались не узлам сети или пользователям, а смарт-контрактам.

Риск идентификации потребителей

Для реализации механизма управления правами доступа, а также для взаимодействия граждан с блокчейн-платформой необходимо создание надежной, многофакторной системы идентификации пользователей, желательно на основе биометрических личных параметров. Задача достижения строгого соответствия записей в реестрах офлайн-объектам, в том числе гражданам, является по большей части юридической и организационной и не решается на уровне блокчейна.

Риски при глобальной синергии (синхронизации) базы данных

Для реализации однозначности работы смарт-контрактов необходимо обеспечить синхронизацию всех реестров в системе. В успешно работающих блокчейнах (к примеру, блокчейне биткоина) эта синхронизация достигается с помощью механизма консенсуса, обеспечивающего абсолютную тождественность баз данных всех валидирующих узлов. Проблема однозначности предельно актуальна для платформ, предлагающих цифровую архитектуру со множеством блокчейнов: помимо согласования баз данных внутри каждого блокчейна, в них необходимо еще решать задачу общей синхронизации всех реестров. Для работы e-Governmet необходима абсолютная гарантия того, что выполнение некоторой операции в любой момент времени на любом из узлов даст одинаковый результат. Без этой синхронизации все преимущества блокчейн-технологии сведутся к нулю.

Проблемы валидации интерфейсов

Также должна быть решена проблема достоверности отражения информации на стороне пользователя. Ведь умышленно фальсифицировать данные, к примеру, выборов, можно не только модификацией записей в базе данных, но и искажением экранного интерфейса — для этого достаточно подменить надписи на кнопках. Чтобы защититься от этого, система должна иметь механизм валидации интерфейсов, которые для этого должны быть неотъемлемой частью системы и сохраняться в блокчейне.

Проблемы защиты системы в инфраструктуре сети

Все происходящее на серверах находится в полной власти администраторов, и эти администраторы с их человеческим фактором и материальными соблазнами являются слабым звеном. Поэтому функция контроля целостности госреестра частично возлагается на рабочие места пользователей. Реализуется принцип «не доверяй, а проверяй». Администратор может сделать что угодно с расположенными на сервере данными, но он не в силах отследить, куда и по каким компьютерам (а также смартфонам, планшетам, флешкам и т.п.) распространились контрольные суммы цепи операций, фиксирующие целостность реестра. Для того, чтобы исключить подделку ответа сервера на запрос и прочие неприятности, этот ответ должен быть защищен электронной подписью сервера.

Распределенные базы данных имеют те же проблемы, что и централизованные. И среди них – невозможность заранее предусмотреть все сценарии при программировании системы. Часто приходилось сталкиваться с ситуацией, когда чиновник не может провести определенное действие, потому что у него по каким-то причинам нет доступа. Решением в этой ситуации может быть применение какого-то обходного протокола – внесение изменений на основании решения суда, приказа по департаменту, авторизованной правки, заверенной чиновником лично. Не предусмотреть такой возможности нельзя – без нее государственный реестр может стать неработоспособным буквально за один день, может, даже раньше. Чтобы удостовериться в этом, достаточно посмотреть на карты cуществующего ныне электронного земельного кадастра Украины, где участки (объекты) накладываются друг на друга, а давно построенные на этих участках дома вдруг оказываются на территории лесного фонда. Такие ошибки многочисленны и в большинстве могут даже являться умышленными. Но давая кому-то права исправлять базу, мы снова возвращаемся к вопросу о добросовестности конкретного чиновника и “чистоплотности госаппарата” в целом.

Остается надеяться, что 3 октября 2017 года украинские разработчики и профильные чиновники открыто укажут на эти риски и то, как они их будут минимизировать в случае обновления земельного кадастра Украины с помощью технологии блокчейн. Если это не будет освещаться, то замалчивание о таких рисках чревато в практической плоскости наступлением проблем в скором времени.

При решении перечисленных и некоторых других задач уже сегодня возможно создание единой цифровой экосистемы e-Government на базе блокчейн-технологии. В результате государство получит значительное сокращение бюрократического аппарата, практическое устранение бумажного документооборота, существенное снижение транзакционных издержек, полный контроль над деятельностью чиновников, и самое главное, создание благоприятной среды для бизнеса и граждан.

Несмотря на вышеуказанные нюансы, преимущества использования такой технологии весьма очевидны:

Первое важное для e-Government преимущество блокчейна по сравнению со стандартными базами данных — это предельная защищенность информации от фальсификации.

Вторым преимуществом блокчейна для построения e-Government является возможность использования механизма смарт-контрактов для автоматизации операций с данными. Если блокчейн-реестры содержат юридически правомочные записи, скажем, о собственности, то механизм передачи этой собственности, а по сути, процедуру внесения в госреестр записи о новом собственнике, можно поручить специальной программе — смарт-контракту.

В дополнение стоит отметить, что помимо инновационного совершенствования земельного кадастра Украины, блокчейн-технология может быть использована (исходя из экспериментальных опытов западных стран) в следующих направлениях государственного управления:

Как платформа для миграционного контроля.

Как система верификации товаров и продуктов питания.

Как система верификации драгоценных металлов и камней.

Как сводный реестр всех данных о прохождении квалификационных испытаний – от государственных экзаменов и заканчивая учеными степенями, званиями, наградами, и так далее.

Как сводный реестр с подробными медицинскими картами.

Как электронная система идентификации, где платформа позволяет владельцам идентификационных карт и цифровых ключей получать доступ к широкому спектру государственных, банковских и других услуг.

Как платформа системного контроля и организации избирательных процессов при проведении государственных и местных выборов.

Поэтому верить или не верить в успех внедрения блокчейн-платформы зависит прежде всего от качества подготовленного технического материала специалистами, правового нормативного регулирования и “экономической чистоплотности” профильных чиновников, решивших опередить ведущие страны мира в имплементации блокчейна в государственном секторе сферы услуг.

Резюмируя, стоит отметить, что внедрение в сферы госсектора технологии блокчейн требует существенного реинжиниринга процессов с формированием отдельного подготовленного окружения вокруг таких проектов.