Закон і Бізнес


Нічого особистого, просто бізнес

Які проблеми можуть виникнути, якщо колега — друг, і як поводитися в таких ситуаціях


Колективні селфі зміцнюють корпоративний дух. Однак не варто ознайомлювати колег з подробицями особистого життя.

№33 (1279) 06.08—12.08.2016
ОЛЬГА СОСНИЦКАЯ, DW
7480

Наша дружба и опасна, и трудна… Таким может быть рефрен гимна, посвященного дружбе с коллегами. И хотя друг на работе — надежный тыл, есть опасность столкновения интересов. Как поступать в таких ситуациях рассказала, автор многочисленных книг о карьере Симоне Янсон.


Доверяй, но проверяй!

«Проблемы могут возникнуть, если друзья, они же — коллеги, поссорятся. Межличностные размолвки тогда омрачают и рабочие отношения. Если поссорившиеся подробно посвящены в личную жизнь друг друга, они могут использовать эту информацию в корыстных целях», — предупреждает С.Янсон.

Чтобы избежать подобной ситуации, необходимо следить за тем, что вы рассказываете милому — на первый взгляд — коллеге. Если вы не на все 100% уверены в нем, лучше лишний раз придержать язык, изливая ему душу в курилке. Однако перебарщивать со скрытностью тоже не стоит. «Если вообще ничего не рассказывать коллегам о своей личной жизни, то это выглядит подозрительно и не вызывает симпатии. Просто нужно хорошо подумать, какую информацию и кому вы можете доверить», — считает эксперт.

Друг — «конкурирующая фирма»?

Следующий пример — карьерная зависть. «Это чувство вообще характерно для профессиональной среды и, естественно, отрицательно сказывается на приятельских отношениях. В таких случаях поможет откровенность: нужно искренне обсудить с другом, в чем конкретно вы с ним конкурируете, и постараться воспринимать деловое соперничество по-спортивному», — рекомендует С.Янсон.

По ее мнению, конкуренция на работе — хорошая проверка дружбы на прочность. Настоящая дружба от этого не пострадает, а если с кем-то вы все же побьете горшки на почве амбиций, то не горюйте: значит, это — вовсе не друг, а просто коллега.

Не в службу, а в дружбу

«Как-то я разговаривала с представителем железнодорожного концерна Deutsche Bahn, и он сказал мне, что теплые отношения на рабочем месте вполне допустимы, а вот кумовство — ни в коем случае. Например, если вы просите коллегу — по дружбе! — скрыть какой-то ваш служебный проступок, то это уже из разряда кумовства. А тот, кто просит, злоупотребляет дружбой», — считает С.Янсон и рекомендует в таких случаях не идти на поводу у провинившегося друга. Это, по меньшей мере, непрофессионально. Лучше поговорить с другом-коллегой о сложившейся ситуации и попытаться совместно найти решение проблемы.

Можно ли критиковать друга на работе? «Понятно, что друзей обижать не хочется. Но замалчивание замечаний по работе — не выход. И это не имеет ничего общего с дружбой», — полагает эксперт и призывает четко разделять личные отношения и деловые. Если на высказанную критику друг-коллега все же обижается, то поговорите с ним и дайте время остыть: возможно, это был просто эмоциональный всплеск.

Из равных в подчиненные

«Один мой знакомый заметил, что с тех пор, как его повысили в должности, некоторые коллеги перестали приглашать его вместе пообедать или в гости. Его подчиненных тоже можно понять, ведь с начальством нужно вести себя осторожнее, чем с обыкновенным коллегой. С этим нужно просто смириться», — советует С.Янсон.

Она считает, что отношения без учета иерархии, когда начальство с подчиненными — на короткой ноге, на практике работают плохо. В конце концов, решения принимает один человек — шеф, и это решение не обязательно должно устраивать всех. Если босс пытается угодить каждому в коллективе, то это непрофессионально. Тем не менее, считает эксперт, настоящих друзей разница в служебном положении не поссорит.

Словом, дружба на работе — занятие не из простых. Простите за каламбур, но над этой дружбой нужно работать, и тогда с настоящим другом пройдешь не только огонь и воду, но и офисные разборки.