Закон і Бізнес


Сфера лоббистская

Специалисты по связям с госорганами хотят «поставить» себя в рамки закона


Александра Павленко: страны, которые не желают принимать закон о лоббировании, стараются оставить коррупцию в тени

№23 (1062) 02.06—08.06.2012
ОКСАНА ЗАЙЦЕВА
4237

В большинстве стран мира лоббизм не является предметом законодательного регулирования, поскольку там не приняты законы о лоббистской деятельности. А нужен ли Украине подобный закон? Этот и другие вопросы обсуждали участники международной конференции «GR Конгресс-2012. Украина: эффективный диалог бизнеса и власти».


Правоотношения есть, а закона нет

США, Канада, Венгрия, Литва, Польша, Грузия — это те немногие страны, где законодательно урегулирована лоббистская деятельность. В Индии за лоббирование предусмотрена уголовная ответственность.

Но в большинстве европейских государств и стран СНГ, включая Украину, вообще нет специального закона об этой деятельности и существует модель нелегального лоббизма.

Таким образом, правоотношения с органами государственной власти есть, а законодательное регулирование отсутствует.

«В Украине принятие закона — это необходимость», — заявила во время конференции адвокат, партнер правовой группы «Павленко и Побережнюк» Александра Павленко.

Принятие столь необходимого правового акта откладывается на неопределенный срок. Первый разработанный проект закона о лоббировании не прошел в парламенте. Вторая попытка— документ, подготовленный Валерием Коновалюком, так и остался всего лишь проектом.

Правда, в США, с момента возникновения в 1852 году идеи о необходимости закона о лоббировании до его принятия в 1946-м прошло почти 100 лет. «Украина так долго ждать не может, ведь это единственный цивилизованный способ влияния на принятие решений высшими органами госвласти», — считают эксперты.

С принятием закона, во-первых, у лоббистов появится гарантия того, что они будут услышаны государством, от них не будут отмахиваться. И немаловажно, чтобы государство создало условия для диалога: назначило представителя, в обязанности которого будет входить проведение переговоров с лоббистами.

Во-вторых, будет проведена грань между лоббированием и коррупцией. Как правило, большинство людей считают, что лоббизм — это сугубо негативная деятельность различных групп, стремящихся достичь цели путем кулуарного давления на власть. Но на самом деле лоббисты не «на майданах» отстаивают интересы заказчика. Для лоббиста не важно, на каком поле играть.

Запрос на лоббирование

«Необходимость в профессиональных лоббистах возникает тогда, когда заинтересованные лица понимают, что при отстаивании своих интересов надо играть по определенным правилам, иначе нарушается баланс. Для этого необходимы профессионалы, которые и будут эти интересы отстаивать во властных структурах», — говорили участники конференции.

Лоббирование — это профессиональная деятельность, а значит, необходимо лицензирование или выдача свидетельств по аналогии с адвокатской деятельностью. Должен существовать реестр лоббистов.

За рубежом образование в сфере Government Relations (GR) дают в ряде крупных университетов, в Украине же подобная профподготовка не осуществляется.

Диалог власти и общественности, а также власти и бизнеса должен вестись через лоббистов и только таким образом можно победить коррупцию.

Мнение ПАСЕ

ПАСЕ приняла резолюцию 1908 (2010) «Лоббирование в демократическом обществе», в которой определены основные принципы такой деятельности.

«Лейтмотив резолюции  в том, что страны, которые не желают принимать закон о лоббировании, стараются оставить коррупцию в тени», — отметила А.Павленко.

Возможно, данное направление деятельности Совета Европы если и не подтолкнет украинского законодателя к немедленной разработке соответствующих нормативно-правовых актов, то хотя бы даст пищу для размышлений как представителям общественности, так и влиятельным игрокам украинской политики и бизнеса.