Закон і Бізнес


ВХС отмечает день рождения

21 год назад в Украине был создан первый специализированный суд


«Хозяйственники» не только помнят свою историю, но и создали музей, чтобы ее сохранить.

№23 (1062) 02.06—08.06.2012
НАТАЛИЯ ШАПТАЛА, АНДРЕЙ ПОТЕМКИН
3402

Высшему хозяйственному суду 4 июня исполняется 21 год. В этот день в 1991 г. Верховная Рада приняла закон «Об арбитражном суде». Путь, пройденный судом, свидетельствует о том, что судебная защита прав и интересов участников хозяйственных отношений необходима для развития национальной экономики и построения правового государства. Искренне поздравляя хозяйственные суды с 21-й годовщиной создания отечественной системы экономических судов, хочется напомнить об основных этапах их развития.


Работа под короной 

Говоря о создании арбитражных судов на территории Украины, историки называют 1807 г. Именно тогда был основан коммерческий суд в Одессе. Позже такие суды были созданы в Феодосии (1819 г.) и Измаиле (1824 г.).

Интересно, что после этого только 14 мая 1832 г. российский император Николай І издал указ о создании коммерческих судов. Этот акт детально регламентировал организацию коммерческих судов, определял их компетенцию и процедуру рассмотрения дел и содержал 382 параграфа.

Потом был принят Устав торгового судопроизводства, состоявший из 15 глав. Отдельные из них имели следующий названия:

В 1864 г. в Российской империи состоялась судебная реформа. Коммерческие суды начали решать споры не только на основании Устава торгового судопроизводства, но и согласно Уставу гражданского судопроизводства. Особенностью производства в коммерческих судах империи стало стремление рассмотреть дело как можно быстрее.

От революции до войны

Декретом о суде №1 в 1917 г. советская власть ликвидировала все без исключения судебные учреждения Российской империи. Статьей 15 декрета о судах №2 устанавливалось, что иски между государственными органами не допускаются. В период Гражданской войны управление народным хозяйством осуществлялось главными управлениями народных комиссаров путем использования жестких административных методов, было строго централизовано. Они же, помимо прочего, рассматривали споры.

По окончании Гражданской войны стала проводиться новая экономическая политика — на смену на смену полной натурализации народного хозяйства пришли товарно-денежные отношения.

В 1921 г. состоялась также хозяйственная реформа, которой был веден коммерческий расчет. Предприятиям предоставили полную оперативную и имущественную самостоятельность, однако по-прежнему основой были государственная собственность и командно-административные принципы управления. С введением и развитием хозяйственных правоотношений возросло количество спорных вопросов, рассмотрение которых повлекло осложнение деятельности органов государственного управления. Поэтому возникла потребность в создании специальных органов для решения споров, возникавших между предприятиями и организациями.

Как следствие, 12 сентября 1922 г. постановлением ЦИК и Совнаркома было утверждено Положение о порядке решения имущественных споров между государственными учреждениями и организациями. В том же году года принято постановление Совнаркома УССР об организации Высшей арбитражной комиссии УССР. Систему республиканских и местных государственных арбитражных комиссий возглавила Арбитражная комиссия при Совете труда и обороны.

Затем были созданы арбитражные комиссии: в столице — Высшая арбитражная комиссия при Украинском экономическом совете, а на местах — при губернских экономических советах. Наряду с государственными арбитражными комиссиями в то время действовали Арбитражная комиссия при Высшем совете народного хозяйства и арбитражные комиссии при ее местных органах (промбюро, губсовнархозах).

В компетенцию Высшей арбитражной комиссии входило:

Порядок решения споров в арбитражных комиссиях был подобен судебному. Производство по делам осуществлялось по правилам гражданско-процессуальных кодексов союзных республик. Дела рассматривались коллегиально председателем и двумя членами арбитражной комиссии, один из которых обязательно должен был быть хозяйственником. Однако такое сочетание функций органов хозяйственного руководства и суда в жестких условиях административной системы было неэффективным. Полномочия и функции арбитражных комиссий не соответствовали поставленным задачам:

В связи с этим 25.02.31 постановлением ЦИК и СНК УССР арбитражные комиссии были ликвидированы.

В том же году утвердили Положение о государственном арбитраже. Его создали для решения имущественных споров между организациями. Поскольку работа Госарбитража была непосредственно связана с управлением экономикой, он относился к системе общесоюзных, республиканских и местных органов государственного управления и подчинялся непосредственно правительству СССР, правительствам союзных республик, а на местах — исполкомам советов.

Так же в 1931 г. был создан Государственный арбитраж при Совете народных комиссаров УССР и межрайонные органы государственного арбитража в Харькове, Киеве, Одессе, Днепропетровске и Сталине (в настоящее время — Донецк). Однако уже в 1932-м межрайонные органы государственного арбитража были ликвидированы и созданы соответствующие структуры при облисполкомах всех областей УССР.

В период Второй мировой войны Госарбитраж прекратил свою работу. В ходе эвакуации государственных учреждений из Киева все документы общего делопроизводства были уничтожены, поэтому не сохранилось сведений о работе арбитража с середины 1930-х и до начала 1940-х гг.

Военные и послевоенные годы

Работа Госарбитража при СНК УССР в Харькове была возобновлена уже в IV квартале 1943 г. В январе 1944-го Госарбитраж вместе с Правительством УССР переехал в Киев. До конца года была возобновлена работа органов арбитража во всех областях УССР за исключением Ровенской, Волынской, Тернопольской и Станиславской (в 1962 г. переименована в Ивано-Франковскую). Неукомплектованность штата и немногочисленность аппарата не помешали Госарбитражу активно способствовать послевоенному восстановлению народного хозяйства.

В 1946 г. в связи с преобразованием Совета народных комиссаров СССР в Совет министров СССР и Советов народных комиссаров союзных республик в Советы министров союзных республик Госарбитраж при СНК УССР стал называться Государственным арбитражем при Совете Министров УССР.

В начале 1960-х утверждено новое положение об этой структуре, в котором был ряд существенных новелл. В частности, органы арбитража получили полномочия взыскивать с предприятий и организаций штрафы за уклонение от добровольного исполнения решений. А через несколько лет состоялась экономическая реформа, которая обусловила усиление роли государственного арбитража в системе управления народным хозяйством.

В январе 1974 г. Совет министров СССР принял постановление «О дальнейшем совершенствовании организации деятельности органов Госарбитража». Госарбитраж становится единой союзно-республиканской системой. Вводится в действие централизованный надзор за законностью арбитражных решений и таким образом обеспечивается единство практики в решении хозяйственных споров, поскольку высшие органы получили право отменять решения низших инстанций.

В конце 1979 г. Верховный совет СССР принял закон «О государственном арбитраже в СССР», на основании которого Совет министров Союза утвердил Положение о Государственном арбитраже при СМ СССР и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами. В соответствии с этими актами СМ УССР утвердил Положение об органах государственного арбитража в УССР. Были созданы специальные структурные подразделения по изучению причин, порождающих хозяйственные споры, и для предотвращения правонарушений.

В 1987 г. Президиум Верховного совета СССР принял указ «О внесении изменений и дополнений в законодательство СССР о Государственном арбитраже». Несмотря на тесную связь с органами управления в решении споров органы Госарбитража стали полностью независимыми.

Новое Положение о Государственном арбитраже СССР и новые Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами были утверждены в апреле 1988 г.

Независимая Украина

После принятия закона «Об арбитражном суде» в Украине появились органы, которые осуществляли правосудие в экономической сфере. Был создан первый в стране специализированный суд.

Существенные изменения правил работы правосудия в коммерческой сфере произошли 21 мая 2001 г. Тогда были приняты, в частности, акты «О внесении изменений в Закон Украины «Об арбитражном суде» и «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Украины». Арбитражные суды переименовывались в хозяйственные, вводилась трехзвеньевая система, создавались апелляционная и кассационная инстанции для рассмотрения жалоб на решения местных судов.

Следующая судебная реформа состоялась 7 июля 2010 г. С тех пор разд.ХІІ-2 Хозяйственного процессуального кодекса в редакции закона «О судоустройстве и статусе судей» установлен порядок пересмотра решений «хозяйственников» Верховным Судом и введен допуск Высшим хозяйственным судом дел к производству.

Оценивая многолетнюю историю хозяйственных судов на территории Украины, можем отметить, что ими был накоплен неоценимый опыт в сфере осуществления правосудия. Это один из важных шагов в утверждении принципа верховенства права в независимой Украине.

С праздником вас, уважаемые коллеги! Здоровья, вдохновения и успеха в вашем нелегком труде на благо нашей страны.

P.S. За содействие в подготовке этой статьи благодарим работников историко-библиотечного отдела ВХС.

 

НАТАЛИЯ ШАПТАЛА - судья Конституционного Суда Украины;  

АНДРЕЙ ПОТЕМКИН - начальник отдела изучения и обобщения судебной практики Высшего хозяйственного суда Украины.