Закон і Бізнес


Система неистребованных ценностей

Пропасть между принятыми актами и их реализацией вызывает кризис в области прав человека


№23 (1062) 02.06—08.06.2012
10582

В мире существуют три дееспособные региональные системы защиты прав человека: межамериканская, африканская и европейская. К какой из них стремится Украина?


Показатели правового государства

Гарантирование основных прав и свобод человека и гражданина является наиболее ярким показателем правового государства. Стремление Украинского государства стать полноправным членом мирового сообщества направляет усилия власти на приведение национальных конституционных норм в соответствие с мировыми стандартами соблюдения прав и свобод человека.

Если раньше отношения в сфере реализации, охраны и защиты прав человека регулировались преимущественно внутригосударственным правом, то теперь они стали объектом «опеки» международного права. Это неминуемо ведет к интенсификации контактов между соответствующими нормами международного и национального права. Поэтому каждое государство должно создать эффективные юридические механизмы опосредования таких контактов, а соответственно, и реализации взятых на себя международно-правовых обязательств относительно прав человека. Многочисленные научные исследования и опросы граждан Украины по поводу того, считают ли они, что права человека являются действительно самой высокой ценностью и в стране существует эффективный механизм их защиты, констатируют далеко не положительные выводы.

Невзирая на значительный интерес научных работников к региональным механизмам защиты прав человека, в юридической литературе освещают лишь общие теоретические аспекты этого вопроса. Международную систему защиты прав человека создают договоры всемирного и регионального уровней (конвенции, пакты и т.п.), а также соответствующие контрольные и правозащитные органы.

Права в границах и без

Общепланетарные механизмы в той или иной степени связаны с Организацией Объединенных Наций. К ним можно отнести конвенции и пакты, провозглашенные и утвержденные Генеральной Ассамблеей ООН, а также органы ООН.

Согласно положениям Устава ООН региональные организации должны были создаваться в основном для решения местных споров, а также для применения принудительных мер под руководством Совета Безопасности ООН. Однако вскоре после создания Организации и принятия ее Устава стали создаваться и другие организации, цель которых — защита прав и свобод человека на региональном уровне.

В настоящее время существуют 3 дееспособные региональные системы: межамериканская, африканская и европейская.

Межамериканская система действует в рамках Организации американских государств и представлена Межамериканской комиссией по правам человека и Межамериканским судом по правам человека. В отличие от соответствующего европейского органа, Межамериканский суд не оказывает значительного влияния на формирование региональных стандартов прав человека. Он за 40 лет своего существования рассмотрел чуть больше 10 дел. Вся его правозащитная деятельность заключается в том, что в это учреждение могут обращаться с жалобой любые физические лица, группы лиц или негосударственные организации. Соответствующая комиссия прилагает усилия с целью достичь дружественного урегулирования, а если это не удается, — она принимает заключение по делу. Эти заключения достаточно весомы с точки зрения морали и, как правило, учитываются государствами, обвиняемыми в нарушениях прав человека.

Основные принципы этой системы изложены в уставе ОАГ, американской декларации прав и обязанностей человека и американской конвенции о правах человека 1969 г. Последняя закрепляет исключительно общественные и политические права (стст.3—25), причем в более узком объеме, чем Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., и только одну обязанность — принять меры по реализации экономических, социальных, культурных прав (ст.26).

В соответствии с этим документом созданы Межамериканская комиссия по правам человека и Межамериканский суд по правам человека. Однако работа этих органов, по оценкам многих специалистов, оказалась малоэффективной.

Наиболее развитым механизмом защиты прав человека является европейская региональная система. Защита прав человека и основополагающих свобод осуществляется на трех уровнях:

национальном, на котором действуют такие институты, как конституция, законы, суды и т.п.;

Европейского Союза, на котором действуют уставные договоры ЕС, Хартия основных прав ЕС, органы ЕС и т.п.;

международном (это преимущественно деятельность Европейского суда по правам человека).

Причем в определенных случаях можно наблюдать существование «конкурирующей» юрисдикции в этой системе.

Совет Европы является одной из самых старых региональных организаций, в рамках которой принято более 150 документов по разным аспектам защиты прав человека, в частности Конвенция о защите прав человека и основополагающих свобод 1950 г. и протоколы к ней (уже принято 14 протоколов), Европейская социальная хартия 1961 г., пересмотренная в 1996 г., и т.п.

Конвенция и протоколы закрепили не только перечень прав и свобод человека, гарантированных всем лицам, которые находятся под юрисдикцией государств-участниц, но и действенный механизм обеспечения соблюдения этих прав и свобод. В то же время ни сама конвенция, ни ее механизмы не предназначены для того, чтобы как-то заменить национальные системы защиты прав человека. Их цель — дополнительная гарантия защиты прав человека.

В целом контрольные механизмы, созданные в рамках СЕ, более действенны, чем созданные на основании актов ООН.

Специфика Черного континента

Местная система связана в основном с Африканской комиссией прав человека и народов, которая является учреждением Организации африканского единства. Действует АКПЧН на основании Африканской хартии прав человека и народов. Комиссия каждые два года заслушивает отчеты государств о законодательных и других мерах по защите прав человека, формулируя по этому поводу суждения и предложения. Также она рассматривает заявления граждан и негосударственных организаций о массовых и систематических нарушениях прав человека, готовит свои заключения для высшего органа ОАЕ — Ассамблеи глав государств и правительств.

Определенную специфику имеют акты по правам человека, разработанные и принятые в результате сотрудничества мусульманских государств. На Лондонской международной конференции 1980 г., посвященной пророку Мухаммеду, была принята общая исламская декларация прав человека, одобренная Исламским советом, который не является межгосударственной организацией. Декларация состоит из вступления, преамбулы и 23 статей, которые закрепляют общественные и политические, а также экономические и социальные права, хотя четкое разграничение между ними не проводится. Данный документ не является обязательным, но отображает исламский подход к правам человека.

В рамках организации «Исламская конференция» (OИK) XIV конференция министров иностранных дел приняла дакскую декларацию прав человека в исламе 1983 г. в форме резолюции. Этот акт подходит к вопросу прав человека с теологической точки зрения. Государства — члены ОИК признают, что:

фундаментальные человеческие права и свободы являются неотъемлемой частью исламской религии;

никто не имеет права отменять, нарушать или игнорировать их, ведь они являются божественными велением;

все люди без исключения заслуживают уважения и гуманного обращения без какой-либо дискриминации;

все люди являются подданными Аллаха, и никто не имеет преимущества перед другим, за исключением тех, кто имеет преимущества на основе набожности.

В 1990 г. XIX конференция министров иностранных дел утвердила как резолюцию каирскую декларацию по правам человека в исламе, «которая является руководством для государств-членов в области прав человека». Она состоит из преамбулы и 25 статей, где отмечается, что «соблюдение прав человека в исламе превращается в акт поклонения, а нарушение — в отвратительный грех каждого человека в отдельности».

В положениях каирской декларации закреплены как гражданские и политические, так и социально-экономические права. Специальный механизм контроля за соблюдением прав человека в рамках ОИК до сих пор не создан.

Теория против практики

Ученые и практики отмечают, что на самом деле не обеспечиваются гарантии соблюдения прав и свобод человека. Нередко речь идет об их нарушении. В частности, существует мнение, что пропасть между провозглашенными правами и их реализацией возникает в результате неспособности государств воплотить декларации в реальную жизнь.

Считаю, что причиной нарушений прав человека является отсутствие практических механизмов защиты, слабая система международного, регионального и национального надзора за соблюдением прав человека, отсутствие скоординированной и согласованной деятельности разных международных институтов, призванных защищать права человека.

Соответствующие международные документы имеют существенное влияние на процесс формирования гражданского общества в Украине и ее развитие как правового государства. Именно они в значительной мере способствуют воспитанию у населения нашей страны правовой культуры.

Украина де-юре вошла в общепланетарную систему защиты прав человека еще в 1945 г., когда был утвержден Устав ООН. К европейской системе в рамках ОБСЕ наше государство присоединилось в 1992 г. (тогда еще НБСЕ), а членом Совета Европы стало в 1995 г. С того времени подписаны и ратифицированы многочисленные акты, касающиеся прав человека, во многих международных контрольных и правозащитных органах есть представители Украины.

Из-за тоталитарного прошлого и трудностей переходного периода (как объективных, так и субъективных) процесс реального вступления нашей страны в международную систему прав человека происходит чрезвычайно медленно. Несмотря на то, что в Основах государственной политики Украины в области прав человека в 1999 г. задекларировано что права и свободы человека, их гарантии должны определять содержание и направленность деятельности государства, пока еще для реализации этого не принято конкретных решений.

Права человека еще не стали решающим фактором во внутренней и внешней политике Украины. Чтобы полностью адаптировать национальное законодательство к международным требованиям, стандартам и нормативам в области прав человека необходимо разработать и принять Кодекс законов по вопросам защиты прав человека.

Мария Дегтяренко, Институт международных отношений Киевского национального университета им. Т.Шевченко