Закон і Бізнес


«Як тебе не любити, Києве мій»

или Чем руководствуются законники при переводе в столицу


Е.Соколова (справа) хотела перевестись из донецкого суда в киевский, так как в столице работает ее муж. А вот А.Басалаевой не удалось перейти в Окружной админсуд г.Киева.

№21 (1060) 19.05—25.05.2012
МАРИНА ЗАКАБЛУК
4509

Некоторые кандидаты на должность судьи впервые уверяют членов Высшей квалификационной комиссии судей, что сознательно покидают Киев и едут работать, например, в Донецк по меньшей мере на 5 лет. Но иногда эти «клятвы» почему-то очень быстро теряют силу. А порой, чтобы не мешать судье работать в столице, постоянно действующий орган меняет свои негласные правила.


Переводной прецедент

 

«Смотрите же, мы все записываем. Если спустя какое-то время захотите перевестись ближе к дому, то мы напомним: вы обещали работать в суде 5 лет» — такое предупреждение слышат кандидаты на должность судьи впервые, которые ради мантии готовы покинуть родной город и отправиться на край света.

Комиссия неоднократно поднимала вопрос о переводе судей в пределах 5-летнего срока пребывания в должности. «Перевод не для того, чтобы мы улучшали жилищные, семейные, бытовые условия судей. Мы — не профком, не социальная комиссия, мы — квалифкомиссия. Если бы вы говорили, что хотите повысить свою квалификацию, это было бы другое дело. Судебной системе нужны люди, которые пошли на должность в конкретный суд и там работают. И работают до тех пор, пока мы их не «повысим» (если качество работы будет высоким) или не скажем «до свидания», — еще на прошлогодних заседаниях подчеркивал председатель ВККС Игорь Самсин.

После этого в «переводной» практике произошли изменения: некоторые законники в качестве причины перехода в другой суд стали указывать желание повысить квалификацию. Осенью 2011-го, когда комиссия начала раздавать рекомендации кандидатам-«новичкам», появилась новая «переводная» тенденция. Претендентов на мантии предупреждали: чтобы перевестись в другую обители Фемиды, нужно показать, на что ты способен, как рассматриваешь дела.

Однако уже зимой 2012-го это негласное правило было нарушено. Конечно, комиссии нельзя предъявить претензии, ведь она действует в рамках закона «О судоустройстве и статусе судей»: им не предусмотрены особые условия перевода для тех, кто не прошел 5-летнюю «закалку». И там нет никаких ограничений для тех, кто предпочитает служить Фемиде именно в столице.

Так, в феврале этого года четверо законников получили рекомендации для перевода, даже не приняв судейскую присягу. Напомним: согласно ст.55 закона «О судоустройстве и статусе судей» лицо, впервые назначенное на должность судьи, приобретает полномочия после принятия присяги. Указом Президента от 23.01.2012 Вита Бондарчук была назначена на должность в Хозяйственный суд Днепропетровской области, Виталий Литвинов — в Вышгородский райсуд Киевской области, Виктор Шулежко и Виктор Данилишин — в Житомирский окружной админсуд.

Не пройдя боевого крещения, они получили рекомендации для перевода в столичные обители Фемиды: В.Бондарчук — в Хозяйственный суд г.Киева, В.Лит­винов — в Оболонский райсуд г.Кие­ва, В.Шулежко и В.Данилишин — в Окружной админсуд г.Киева.

 

По стопам родителей

 

Кстати, если говорить об Окружном админсуде г.Киева, то и там бурлят «переводные» страсти. 17 апреля на заседании ВККС трое кандидатов соревновались за одну свободную должность в этой обители Фемиды. Один из трех претендентов на должность Евгений Гаманко из Окружного админсуда АР Крым — отозвал заявление о переводе. Поэтому комиссия устроила конкурс между Еленой Соколовой из Донецкого окружного админсуда и Аллой Басалаевой из Дарницкого райсуда г.Киева.

Судейский стаж Е.Соколовой — почти 2,5 года, а вот А.Басалаева была назначена на должность в январе 2012-го (приступила к исполнению обязанностей 1.03.2012). Судья из Донецка сообщила, что хочет перевестись в столицу по семейным обстоятельствам: здесь работает ее муж. А вот у киевской судьи причина была совсем другая: в Дарницком райсуде г.Киева большая нагрузка. Чаша весов склонилась в сторону Е.Соколовой: «квалификационники» дали согласие на ее перевод.

15 мая в повестке дня заседания опять значилась фамилия А.Басалаевой. Но на горизонте появился еще один кандидат на должность в Окружной админсуд г.Киева — Константин Кобылянский из Хозяйственного суда Днепропетровской области (назначенный указом Президента от 23.01.2012). А.Басалаева на заседание не явилась, и К.Кобылянский получил переводной «пропуск». По-видимому, он решил пойти по стопам своего отца-«административника».

 

Двойные стандарты

 

Если законник хочет перейти в другой суд, комиссия внимательно проверяет, чтобы в его производстве не оставалось много дел. Ведь законник, который не может своевременно рассмотреть дела в, так сказать, домашних условиях, не справится со своими обязанностями и в столице. По этим причинам операция «Перевод» часто оказывается под угрозой срыва: «квалификационники» проверяют, почему у судьи так много дел-«хвостов», а затем решают, давать ли рекомендацию для перевода. После таких ревизий некоторые обладатели мантий прощаются с мечтой перейти на работу в другую обитель Фемиды. Иногда негласное правило «если имеешь остаток и нарушаешь сроки рассмотрения дела, то дорога к должности в другом суде для тебя закрыта» игнорируется.

Так, 14 мая переводной «пропуск» получил Виталий Циктич из Ясиноватского горрайсуда Донецкой области (назначенный на должность указом Президента от 14.04.2008). Он облюбовал для себя место в Шевченковском райсуде г.Киева. «Характеризуется положительно, к дисциплинарной ответственности не привлекался», — отмечалось в материалах «дела Циктича». В столицу он хочет перевестись, чтобы «повысить профессиональный уровень и профессионально совершенствоваться».

Также комиссия сообщила, что на сегодня в его производстве находится чуть больше 100 дел (в частности, 41 уго­ловное и 50 гражданских). Из них 50 дел (26 уголовных, 23 гражданских, 1 административное) судья рассматривает свыше 3 месяцев (а это уже нарушение разумных сроков). К тому же в производстве В.Циктича есть уголовные дела, по которым лица содержатся под стражей и больше 6 месяцев, и больше года.

«Длительное рассмотрение дел не характерно для Киева», — предупредил В.Циктича член комиссии Дмитрий Сокуренко.

Конечно, сегодня работать в столичном суде престижно. Кандидатов, которые переводятся в Киев, понять можно. Но ВККС могла бы быть более последовательной и не давать добро законникам на переход в эти суды, чтобы потом не жаловаться на нехватку кадров в некоторых областях.