Закон і Бізнес


Зампредседателя ВСС М.Вильгушинский

«Доукомплектовать штат не удается из-за отсутствия помещения»


№17 (1056) 21.04—27.04.2012
4833

Несмотря на непростые условия становления, Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел больше года успешно осуществляет свои полномочия. Об этом свидетельствуют статистические данные, отзывы граждан, а также результаты работы аппарата суда за прошлый год. Именно об организационном обеспечении деятельности ВСС рассказал нашему изданию заместитель председателя этого суда Михаил Вильгушинский.


«Председатель суда должен принимать участие в подборе кадров»

 — Михаил Иосифович, очевидно, что эффективная работа суда требует соответствующей организации деятельности. Удается ли справляться с трудностями и создавать условия для надлежащего функционирования учреждения? Отражается ли на работе ВСС недостаток кадров, ведь укомплектованность составляет не более 75%?

— Со времени создания ВСС организацией его деятельности непосредственно занимается председатель суда Леонид Фесенко вместе со своими заместителями, руководителем аппарата и в тесном сотрудничестве с судьями. По моему мнению, с самого начала работы суда деятельность аппарата отмечалась эффективностью и организованностью. Я не только выполняю судейские функции, но и как заместитель председателя суда координирую работу структурных подразделений аппарата ВСС. То есть бок о бок с председателем суда, руководителем аппарата работаю ради достижения общей цели — надлежащего функционирования учреждения.

На этом пути нами сделано уже немало. Некоторыми достижениями и мыслями об улучшении работы суда хочу поделиться с читателями.

Вы правильно отметили, что для эффективной работы суда и рассмотрения дел необходимо обеспечить надлежащую организацию деятельности. В ВСС на высоком уровне осуществляется комплекс мероприятий финансового, материально-технического, кадрового, информационно-методического, организационно-технического характера по созданию условий для независимого осуществления правосудия. Штатная численность судей ВСС — 120 лиц. Собрание судей ВСС сформировало две палаты: гражданскую (70 лиц) и уголовную (50). По состоянию на сегодня в состав ВСС избран 91 судья, 52 из них входят в состав палаты по гражданским делам, 35 — по уголовным. Обе палаты осуществляют свою деятельность под руководством секретарей.

Что касается аппарата суда, то из 460 предусмотренных штатным расписанием работников в настоящее время имеем 341 государственного служащего. Таким образом, судейский корпус и аппарат ВСС действительно не укомплектованы.

Сейчас у нас нет возможности доукомп­лектовать штат. Этому препятствуют бытовые проблемы, главная из которых —отсутствие помещения для суда. Например, у нас в кабинете площадью 10—15 м2работают по 2—3 судьи, а работники аппарата вообще размещаются по 20 человек в небольших кабинетах. Безусловно, возникает вопрос: можно ли работать в таких условиях, да еще эффективно и профессионально?

Мы активно приобщаемся к поискам новых помещений для суда, консультируясь при этом с руководством Верховного Суда. Надеемся, что новое руководство ВС с пониманием отнесется к нашим общим проблемам и будет способствовать их решению. Это станет ярким и действенным доказательством единства судебной системы.

Однако, несмотря на все недостатки и трудности, в ВСС работают пленум, научно-консультативный совет, функционирует собрание судей, основан официальный печатный орган «Часопис цивільного і кримінального судочинства», утверждено новое штатное расписание и т.п. В каждом структурном подразделении аппарата работают специалисты соответствующего уровня, большой процент молодых специалистов получили рекомендации для обучения в аспирантуре, докторантуре. За последних полгода 6 человек успешно прошли отбор на должности судей.

Думаем, что в ближайшее время найдем оптимальный вариант решения проблемы размещения суда. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить коллег за доб­росовестный труд в непростых условиях.

— Организационное обеспечение деятельности суда возлагается на руководителя аппарата, который также назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата, контролирует проведение соответствующих конкурсных процедур. По вашему мнению, председатель суда должен принимать участие в подборе кадров?

— Безусловно, да, ведь председатель суда осуществляет контроль за тем, чтобы работа аппарата выполнялась надлежащим образом, а следовательно, должен организовывать деятельность всего учреждения и знать тех, кто работает с ним для достижения общей цели — эффективного осуществления правосудия. Председатель суда решает не только общие организационные, представительские и методические вопросы, но и должен принимать участие в подборе кадров.

Еще один вопрос, на который хотелось бы обратить внимание читателей, — это поощрение судей за работу и роль председателя суда в этом вопросе. Законодательство независимой Украины всегда предусматривало возможность получения государственных наград судьями — как признание их самоотверженного и добросовестного труда. Однако после принятия нового закона «О судоустройстве и статусе судей» у служителей Фемиды такой возможности нет, чего нельзя сказать о представителях других юридических специальностей, которые могут получать государственные награды и сегодня. Законодательный пробел относительно государственных наград судей негативно влияет на престиж нашей профессии, уровень уважения к судьям. Ведь государство должно справедливо оценивать их многолетнюю кропотливую и плодотворную работу.

Решая этот вопрос, по моему мнению, законодателю, следует предоставить председателю суда, помимо других полномочий, возможность инициировать внесение представлений для награждения государственными премиями и отличиями работающих судей, которые получили такое право благодаря своему профессионализму и самоотверженному труду. Это будет способствовать повышению авторитета работников судебной системы.

 «Помощник судьи не должен зависеть от субъективной воли судьи или от времени его полномочий»

 — Достаточно часто работники аппарата других судов увольняются из-за низкой заработной платы. В ВСС большая текучесть кадров? Ваши работники не жалуются?

— Следует отметить, что мне неизвестно о случаях увольнения работников из-за низкой заработной платы. Напротив, работать в ВСС престижно. К примеру, в 2011 году в конкурсах на замещение вакантных должностей приняли участие 343 человека, на одну должность в нашем суде в среднем претендовало более 20. По результатам проведенных конкурсов у нас сформирован кадровый резерв, за счет которого пополняется штат аппарата. ВСС заинтересован в талантливой и профессиональной молодежи, пытается создать надлежащие условия для работы и профессионального роста, в том числе обеспечить достойное вознаграждение. На сегодня заработная плата работников аппарата ВСС в целом соответствует объему выполненной работы и возможностям государства. Хотя, бесспорно, она должна быть несколько выше.

— В прошлом году начался отбор судей по обновленной процедуре. Принимали ли в нем участие работники аппарата ВСС? Считаете ли вы правильным, что законодатель установил равенство всех претендентов на судейские должности, или все-таки работники суда, в частности помощники, должны иметь преференции при отборе?

— Хотелось бы отметить, что процесс отбора кандидатов на должности судей благодаря анонимному тестированию стал демократичным, прозрачным и открытым. Высшая квалификационная комиссия судей провела большую работу по обеспечению равных условий для всех граждан, которые изъявили желание стать судьями.

Работники аппарата ВСС также принимали участие в указанном конкурсе, шестеро в нем победили. Некоторые из них ждут назначения, а кое-кто уже надел мантию.

Могу сказать о своем опыте участия в процессе отбора кандидатов на должности судей как экзаменатора. В состав экзаменационных комиссий вошли не только представители судебной власти, но и представители ВККС, известные научные работники. Все члены комиссий отмечали, что задания и критерии оценивания работ кандидатов были четкими и понятными. Это позволило объективно и всесторонне оценить работы претендентов. Экзаменаторы, в том числе и я, отметили, что установленный законом порядок отбора кандидатов в судьи полностью себя оправдал.

Что касается вашего вопроса относительно работников аппарата, которые изъявили желание стать судьями, хочу сказать следующее. Примечательно, что согласно действующему законодательству, в частности закону «О судоустройстве и статусе судей», при отборе никто не получает преимуществ. Однако я уверен, что такие преференции должны существовать прежде всего для помощника судьи, поскольку он обладает значительным опытом работы в судебных органах, ежедневно повышает свой профессиональный уровень, приобретает необходимые навыки и знания фактически путем непосредственного участия в подготовке проектов процессуальных документов и проведении процессов.

— В Положении о помощнике судьи (как и в законе «О судоустройстве и статусе судей») речь идет о том, что назначение на должность помощника осуществляется без конкурсного отбора на основании письменного представления судьи на имя руководителя аппарата суда. А вот отбор работников аппарата суда осуществляется на конкурсной основе. Позиция законодателя в этом вопросе правильная? Ведь при отборе помощников и их увольнении имеет место субъективный фактор.

— Сегодня сложилась такая практика, что помощником судьи по желанию последнего может стать человек, не работающий в штате суда. И руководитель аппарата суда обязан принять его на работу, поскольку судья имеет право самостоятельно подбирать помощника. Такое положение вещей хотя и четко предусмот­рено законом «О судоустройстве и статусе судей», но, по моему мнению, противоречит конституционным принципам относительно права на труд других претендентов на эту должность, да и не совсем корреспондируется с законодательством о государственной службе.

Считаю, что лицо, претендующее на занимание должности помощника судьи, как и все госслужащие, должно проходить конкурсный отбор. В дальнейшем преимущество следует отдавать тем, кто успешно прошел конкурс и находится в кадровом резерве. А судья должен осуществлять подбор именно из этих лиц.

— В соответствии с упомянутым положением в случае прекращения полномочий судьи его помощник освобождается от занимаемой должности. Правда, у помощников такая «крепостная» зависимость вызывает возмущение. Как считаете, последние должны уходить с должности вместе с судьей?

— Действительно, в случае истечения срока полномочий судьи его помощник вынужден уйти с занимаемой должности, то есть последний принимается на работу только на время исполнения конкретным судьей своих полномочий. Я считаю, что такую позицию следует изменить, поскольку помощник судьи не должен зависеть от субъективной воли судьи или от времени его полномочий, которые могут быть прекращены на разных основаниях.

Представьте ситуацию: судья увольняется с должности по состоянию здоровья или по собственному желанию, при этом его помощник тоже вынужден уйти. На место уволенного судьи приходит новый судья — и процесс подбора нового помощника повторяется. При таких условиях человек со значительным опытом работы и высоким профессиональным уровнем может быть лишен возможности продолжать работать на какой-либо должности в суде. Я считаю, что с целью урегулирования этой проблемы в действующее законодательство следует внести изменения.

 «Процедура назначения на админдолжности должна быть как можно точнее урегулирована законодателем»

 — Сегодня в законодательстве не прописано, кто может инициировать вопрос назначения того или иного лица председателем суда, то есть советы судей по своему усмотрению установили алгоритм отбора руководителей. Как вы считаете, нынешняя процедура отбора судейского руководства нуждается в изменениях?

— Безусловно, нуждается. Вы коснулись крайне актуального и законодательно четко не урегулированного вопроса. Так, согласно закону «О судоустройстве и статусе судей» предусмотрено, что соответствующий совет судей вносит представления Высшему совету юстиции относительно назначения судей на административные должности и освобождения их от таких должностей. Следует отметить, что преду­смотренный законом порядок действует. То есть советы судей и ВСЮ, по моему мнению, выполняют свои задачи успешно и в полном объеме.

Однако возникают некоторые несогласованности в процессе инициирования и рекомендации для избрания председателей судов и их заместителей. В действующем законодательстве не указано, кто может инициировать представление кандидатур на административные должности в судах в соответствующий совет судей, который в дальнейшем вносит представление в ВСЮ. Сложившаяся практика свидетельствует о разных подходах и отсутствии единого законодательно определенного порядка отбора кандидатов на эти должности в трех высших специализированных судах.

По моему убеждению, процедура назначения на админдолжности должна быть как можно точнее урегулирована законодателем, в частности, следует четко предусмотреть меры и шаги, которые необходимо предпринять до инициирования вопроса о назначении кандидатов на должности председателя суда и его заместителя; следует разработать положение, в котором будут регламентированы процедура рассмотрения представлений соответствующими советами судей, четкие критерии отбора этих кандидатов из числа претендентов. А главное — эти требования и порядок должны быть одинаковыми для всех судов и судей, ведь судебная система государства едина.

По моему мнению, принимая решения при определении кандидатов на админдолжности, не стоит нивелировать роль и мнение председателей судов (как районных, так и апелляционных), потому что это, по крайней мере, было бы нелогично. Кроме того, необходимо учитывать мнение собрания судей соответствующих судов. Считаю, что это положительно будет влиять на процесс отбора кандидатов на административные должности в судах, ведь советы судей и Высший совет юстиции получали бы более полную информацию о претендентах на административные должности. В то же время принятие окончательного решения и в дальнейшем оставалось бы за этими органами.

Наличие законодательно обусловленной, четкой процедуры и критериев отбора кандидатов на должности председателя суда, его заместителя облегчит этот процесс, обеспечит ряд преимуществ собственно для кандидатов на админист­ративные должности и для органов, которые осуществляют отбор и назначение. В частности, судьи осознают перспективу своего успешного продвижения по служебной лестнице. Кроме того, законодательно урегулированная процедура будет способствовать единству, прозрачности и открытости судебной системы; органы, осуществляющие отбор, будут иметь возможность рекомендовать на ту или иную административную должность в суде лучшего из лучших.

— Законодатели думают над тем, чтобы предоставить Верховному Суду право отменять постановления высших судов. Как вы оцениваете такую инициативу?

— Вы имеете в виду зарегистрированный в Верховной Раде проект «О внесении изменений в Закон Украины «О судо­устройстве и статусе судей»? Да, нам предлагается предоставить ВС право давать рекомендательные разъяснения для судов на основе обобщения их практики. Кроме того, наивысший судебный орган благодаря такой инициативе может получить право признавать недействительными (как частично, так и полностью) постановления пленумов высших специализированных судов.

Мое мнение на этот счет следующее. Во-первых, остается непонятным, каким образом вышеуказанное будет происходить? Как, не анализируя практику, не рассматривая дела по существу, можно ревизовать постановления пленумов высших специализированных судов? Ведь принятию постановления пленума того или иного высшего специализированного суда предшествует кропотливая работа, в основу которой положены практика и опыт судей, обобщение судебной практики по тому или иному вопросу, а поэтому, если пленум пропишет определенные юридические позиции, их отмена или внесение в них изменений может быть достаточно проблематичным. Во-вторых, предложенная в законопроекте идея может подорвать авторитет судов кассационной инстанции, дезориентировать судей судов низших уровней и, наконец, сделать невозможным достижение единства в правоприменении.

— Скажите, пожалуйста, как быстро акты ВСС оказываются в Едином государственном реестре судебных решений?

— Ежедневно работники аппарата ВСС направляют в реестр свыше 950 электронных копий судебных решений, придерживаясь при этом сроков, предусмотренных постановлением Кабмина от 25.05.2006 №740 «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра судебных решений». Решением Совета судей от 17.02.2012 утвержден Перечень судебных решений судов общей юрисдикции, которые подлежат включению в Единый государственный реестр судебных решений, согласованный Государственной судебной администрацией.

В соответствии с перечнем в реестр вносятся постановления, решения, приговоры судов, кроме постановлений о даче розрешений на проведение отдельных следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий; судебные решения, вынесенные по результатам пересмот­ра решений, приговоров, определений, постановлений; определения, вынесенные по результатам рассмотрения заявлений относительно решений третейских судов, и т.п. И я согласен с тем, что включаться в реестр должны решения по делам, вынесенные судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, которые вступили в законную силу или являются окончательными по делам в определенной судебной инстанции.

 «Со вступлением в силу нового УПК видео-конференц-связь можно будет применять во всех судебных инстанциях»

 — В двух залах ВСС и двух комнатах СИЗО г.Киева была установлена система видео-конференц-связи, которая уже прошла тестирование. Были ли обнаружены недостатки? Состоялось ли первое рассмотрение дела с помощью видео-конференц-связи? Если нет, то когда это произойдет?

— Согласно действующему Уголовно-процессуальному кодексу суд обязан обеспечить участие в кассационном рассмотрении дела всех осужденных, которые подали соответствующие ходатайства. Однако при рассмотрении жалоб с участием осужденных возникают трудности, связанные с организацией их конвоирования из следственных изоляторов, размещенных по всей территории Украины, охраной таких лиц в суде, оплатой расходов на их доставку к месту рассмотрения дела и т.п. Именно для решения этих проблем в двух залах судебных заседаний установлена и протестирована система видео-конференц-связи между ВСС, Киевским следственным изолятором и Апелляционным судом г.Киева. Также суд приобрел оборудование для комнаты защиты свидетеля, где применяется специальное программное обеспечение, которое изменяет голос и скрывает изображение.

Считаю, что такие нововведения обес­печат повышение уровня эффективности и безопасности судебной деятельности, дадут возможность значительно сократить время рассмотрения дел, сэкономить средства на транспортировку лиц, содержащихся под стражей, и т.п. При этом осужденные не лишены возможности лично изложить собственную позицию по вопросам, которые рассматривает суд, и принять непосредственное участие в слушании дела с помощью видео-конференц-связи в режиме онлайн.

Однако на сегодня действующее законодательство не предусматривает возможности проводить таким образом рассмотрение дела нашим судом. В соответствии со ст.853 УПК, которая регулирует механизм применения видео-конференц-связи при проведении следственного действия, предусмотрено ее применение лишь при письменном согласии подозреваемого, обвиняемого и подсудимого во время проведения допроса свидетеля, эксперта, подозреваемого, обвиняемого и подсудимого, очной ставки, предъявления для опознания, воссоздания обстановки и обстоятельств события.

Со вступлением в силу нового УПК такие информационные технологии можно будет применять не только во время досудебного расследования, но и во время заседаний во всех инстанциях. Процессуальные основания для этого предусмотрены в недавно принятом кодексе.

— Каковы практические результаты деятельности научно-консультативного совета ВСС?

— 30 сентября 2011 года при ВСС был создан научно-консультативный совет, в состав которого входят 58 научных работников и практиков — высококвалифицированных специалистов в области права. С целью эффективной организации работы в совете действуют секции:

Основными задачами совета являются:

Первое пленарное и секционные заседания научно-консультативного совета состоялись 2 декабря 2011 года. По результатам работы был определен ряд проблем, требующих дополнительного научного обоснования и разработки рекомендаций для эффективного осуществления правосудия. Члены совета активно работают над проектами постановлений, вносят предложения, дают рекомендации, а также консультируют судей ВСС при подготовке разъяснений для судов низшего уровня.

Недавно состоялись два заседания секции гражданского судопроизводства, на которых научные работники обсудили сложные вопросы, возникающие в связи с подготовкой проектов постановлений пленума ВСС «О практике применения судами законодательства при решении споров, возникающих из кредитных правоотношений» и «О практике применения судами статьи 376 Гражданского кодекса Украины (о правовом режиме самочинного строительства)». Как вам известно, 30 марта этого года пленум ВСС принял указанные постановления в целом, учтя мнения, предложения и замечания членов научно-консультативного совета.

В целом хочу обратить внимание на большой научный потенциал научно-консультативного совета, что в сочетании с нашими практическими наработками обеспечит единство судебной практики и, безусловно, будет способствовать повышению авторитета правосудия в Украине.

— Какую теоретическую и практическую ценность для ВСС имеет международное сотрудничество?

— Что касается международного сотрудничества, то и тут наш суд старается идти в ногу со временем. Результатом такого сотрудничества с международными организациями стало:

Мы стараемся перенимать опыт Немецкого фонда международного правового сотрудничества, Бюро сотрудничества Швейцарии в Украине, Высшего и Апелляционного судов Англии и Уэльса, верховных судов Литовской Республики и Эстонии, Агентства США по международному развитию (USIAD), судебных учреждений Грузии и их Фонда содействия правосудию и т.п.

Уже в этом году наши судьи в рамках международных проектов имели возможность изучать опыт функционирования судебных систем Великобритании и Франции, в частности судов кассационной инстанции этих стран. Мы увидели, к чему следует стремиться Украине, какого уровня доверия граждан к суду нужно попытаться достичь.

В свою очередь мы рассказали, в каких условиях работают украинские судьи, какая у них нагрузка. И, поверьте, наши зарубежные коллеги были поражены. Судите сами: у нас средняя нагрузка судьи ВСС в 2011 году — около 70 дел и жалоб в месяц, а в Великобритании — 50 дел в год!

Кроме того, наши судьи принимают участие в международных проектах как преподаватели, тренеры, эксперты, проводят обучение для судей местных и апелляционных судов.

 «Информационные киоски дадут возможность частично разгрузить работников аппарата суда»

 — Год назад в ВСС была утверждена коммуникационная стратегия, основ­ная цель которой — формирование позитивного образа суда. Есть ли уже результаты?

— Действительно, при содействии проекта USAID «Украина: верховенство права» летом прошлого года мы разработали и начали внедрять собственную коммуникационную стратегию. Мы создали четкий план мероприятий для формирования позитивного имиджа суда и сроки их реализации. Среди них — приобретение нового оборудования и программного обеспечения для эффективного функционирования наших информационных ресурсов, информирование граждан о деятельности ВСС, встречи с представителями СМИ и т.п.

Сегодня могу отметить, что в рамках реализации стратегии у нас эффективно работает cаll-центр, используется уже упомянутая система видео-конференц-связи, в вестибюлях для граждан размещены информационные киоски. Они созданы потому, что call-центр перегружен. Теперь все заинтересованные лица могут не только получить необходимую им информацию в отделе приема граждан, но и воспользоваться информационными киосками. Это нововведение, по моему мнению, позволит гражданам, обращающимся за информацией, сразу же ее получать. Кроме того, информационные киоски дадут возможность частично разгрузить работников аппарата суда.

Обо всех мероприятиях, которые проходят в суде, мы рассказываем на официальном веб-сайте и на страницах печатных изданий. Более того, мы провели первый анкетный опрос граждан — посетителей ВСС, по результатам которого был предложен и реализован ряд действий, направленных на улучшение доступа граждан к суду. Результаты анкетирования в виде графиков и диаграмм размещены на веб-сайте ВСС, каждый может с ними ознакомиться.

В связи с этим для нас самым главным стало то, что граждане отметили высокий профессионализм персонала, ответственное отношение к исполнению своих обязанностей и внимание к посетителям. Мы прислушивались к пожеланиям респондентов: оборудовали дополнительные места для ожидания и для оформления документов, схематически обозначили маршрут к приемной, увеличили количество работников call-центра, разместили на веб-сайте электронный калькулятор для расчета судебного сбора и так называемую электронную приемную для обращений граждан. В настоящее время ведется работа по установлению на веб-сайте справочной системы, связанной с рассмотрением дел и жалоб, с помощью которой граждане смогут, введя номер дела или фамилию, получить информацию о движении дела в суде.

Кроме того, для информирования граждан о своей деятельности ВСС распространяет информационные буклеты, в которых указаны полномочия суда, порядок ознакомления с материалами дел и доступа к публичной информации, график приема граждан, контакты и платежные реквизиты.

Поэтому, как видите, работа в направлении улучшения связей с общественностью у нас не заканчивается.

— В прошлом году у ВСС появился официальный печатный орган — журнал «Часопис цивільного і кримінального судочинства». Насколько он популярен среди судей? Что является приоритетом для суда при отборе материалов и статей?

— В 2011 году ВСС учредил не только «Часопис цивільного і кримінального судочинства», но и журналы судебной практики — «Цивільне судочинство. Судова практика у цивільних справах» и «Кримінальне судочинство. Судова практика у кримінальних справах». В состав редакционных коллегий этих изданий входят признанные теоретики, опытные практикующие юристы, научные работники. В журналах публикуются материалы судебной практики ВСС, материалы по вопросам организации деятельности судов соответствующей юрисдикции, статистические данные, научные статьи и т.п. Таким образом, наши издания призваны способствовать решению многих дискуссионных вопросов, существующих в правовой науке, совершенствованию действующего законодательства и обеспечению единства судебной практики.

И здесь хотелось бы уточнить: наши журналы популярны не только среди судей, постепенно они завоевывают более широкую аудиторию — их читают научные работники, практикующие юристы. Менее чем за год работы мы смогли добиться многого: у нас немало подписчиков, нам звонят, интересуются, предлагают тематику, статьи. Не называя цифр, скажу, что некоторые журналы имеют столько подписчиков, как мы, только после 3—5 лет работы.

Расширение круга авторов, все увеличивающееся количество статей на ак­туальные темы свидетельствуют об объективности и непредубежденности обнародованной ВСС информации о проб­лемах, перспективах и достижениях в правовой сфере. Чтобы и в дальнейшем выполнять вышеуказанные задачи, по мнению руководства, необходимо внести «Часопис цивільного і кримінального судочинства» в перечень изданий, в которых могут публиковаться результаты диссертационных работ на получение ученых степеней доктора и кандидата юридических наук. Были приняты меры, чтобы «Часопис…» соответствовал основным требованиям к профессиональным изданиям. В частности, обязательные экземпляры журнала мы посылаем ведущим научным учреждениям и организациям Украины. Соответствующие документы и ходатайства председателя ВСС Л.Фесенко о внесении «Часопису…» в перечень профессиональных изданий переданы на рассмот­рение департамента аттестации кадров Министерства образования и науки, молодежи и спорта. Документы приняты и зарегист­рированы. Но в министерстве до сих пор продолжается работа над новым порядком внесения изданий в перечень профессиональных (предыдущий уже не действует). Поэтому вопросы, каса­ющиеся внесения журналов, в том числе и нашего официального печатного органа, в такой перечень сейчас не рассматриваются.

Однако уже с момента издания «Часопису…» мы печатали только те актуальные статьи, которые содержали основные элементы научных публикаций согласно требованиями бывшей ВАК.

— Михаил Иосифович, что бы вы пожелали нашим читателям?

— Я понимаю, что не удалось рассказать все о работе вновь созданного суда кассационной инстанции. Леонидом Фесенко, его заместителями Николаем Пшонкой, Станиславом Мищенко и мной в прессе неоднократно освещалась работа нашего учреждения, в частности и по организационным вопросам.

Поскольку суд развивается, мы находимся в постоянном поиске идей, способов и методов улучшения его работы с целью повышения уровня доверия людей к судебной системе Украины. Я убежден: на этом пути мы добьемся успеха.

Поэтому желаю всем крепкого здоровья, сил и вдохновения, чтобы работать на благо своей страны, мужества, выдержки и воли, чтобы преодолеть любые трудности.